Премьеру фильма «Я — Катя Голубева» показал Открытый фестиваль документального кино Россия в Екатеринбурге. Наград картина не получила, но интерес вызвала большой. По случайному совпадению ее первая встреча со зрителями прошла на следующий день после юбилея героини картины — самой загадочной русской актрисы Екатерины Голубевой.
Она родилась в Ленинграде, жила в Вильнюсе, ушла из жизни в Париже при не выясненных до конца обстоятельствах. Популярна в Европе и почти неизвестна в России. Ее любили, считали своей музой и снимали в кино два выдающихся режиссера — литовец Шарунас Бартас и француз Леос Каракс.В октябре этого года Екатерина Голубева могла бы отпраздновать 50-летие, если бы не еще одна дата: вот уже пять лет, как ее не стало.
Режиссер из Литвы Наташа Ю., сделавшая фильм «Я — Катя Голубева», рассказала об актрисе, чья судьба не похожа на другие.
Наташа, с чего началось ваше знакомство с Катей?
— Мой друг предложил однажды встретиться с актрисой, которая пишет талантливые стихи. Мы поехали за город, на хутор, там жила Катя Голубева со своим мужем Шарунасом Бартасом. Они составляли очень заметную пару. Он — высокий, с длинными волосами, такой викинг из легенд. Она — темноволосая, стройная, необыкновенно красивая. Помню, страшно удивилась, когда увидела, что эта неземная красавица-актриса носит воду, руки у нее в цыпках, она сама делает всю сельскую домашнюю работу. У нас было задание во ВГИКе — написать сценарий документального фильма, и я сразу решила сделать кино про Катю и ее мужа. Она легко согласилась, я приехала к ним снова. Мы сели в лодку, Катя на веслах, плыли по озеру и разговаривали. Потом Катя уехала из страны, тот фильм так и не был снят, но мы подружились, переписывались, перезванивались. Я следила за тем, что происходит в ее актерской судьбе, мы много говорили о ее новых работах. Когда в 2011 году пришло страшное известие о смерти Кати, я поняла, что просто обязана сделать о ней кино.
– Вы ведь хорошо понимали, что эта актриса в России известна совсем немногим. Как рассказать о ней так, чтобы вызвать интерес зрителей?
— После премьеры в Екатеринбурге и поездки в Нижний Тагил, где тоже показывались фильмы фестиваля «Россия», зрители задавали мне много вопросов о Кате — она их зацепила, заинтересовала. Спрашивали: вы ее специально такой показываете — непохожей на других? Я отвечала, что именно такой она и была. Нигде не лукавила, ни под кого не подстраивалась, всегда вела себя предельно естественно, без малейшей фальши, не боялась выглядеть странной. Не говорила из вежливости того, чего на самом деле не думала. Это редкое качество: немногие способны быть настолько свободными, чтобы никогда не изменять себе, своей правде, беспокоясь о чужом мнении. Катя всегда существовала очень отдельно, никогда не была человеком тусовки. Мне очень важно и дорого, что наши первые зрители абсолютно верно почувствовали этот незаурядный характер.
– Как случилось, что русская актриса стала европейской знаменитостью, оставаясь неизвестной на родине?
— Так уж сложилось, что после окончания ВГИКа она уехала в Литву, не ожидая, что окажется в другой стране. Литва ведь тогда была частью Советского Союза, а тут она оказалась за границей. Когда Катя сыграла главную роль в фильме Шарунаса Бартаса «Три дня», показанном в 1991 году на Berlinale, ее сразу запомнили в Европе, она привлекла внимание критики и зрителей, а в России этот фильм тогда нельзя было увидеть. Это был первый фильм, где она себя проявила как незаурядная актриса. Там есть такие потрясающие крупные планы Кати, которые, увидев, никогда не забудешь. Она передает огромную гамму чувств, не произнося ни слова. После первого успеха ее позвала Клер Дени на главную роль в свой фильм «Мне не спится». Тогда же «Три дня» увидел Леос Каракс, был ошеломлен красотой Кати, ее способностью «держать» кадр, быть настолько выразительной и необыкновенной. Он захотел с ней познакомиться, влюбился в нее. Позже Леос говорил, что его фильм «Пола Х» был не только специально придуман для Кати, но и вообще не мог без нее состояться — никто другой не справился бы с такой исповедальной ролью.
– Почему на Каннском фестивале 1999 года «Пола Х» провалилась?
— Тогда его не поняли: он слишком опережал свое время. Но сегодня это уже признанная классика. В «Поле Х» замешано столько сложнейших экзистенциальных вопросов, что только сейчас мы начинаем проникаться глубиной картины авангардного художника Леоса Каракса и тем, как проникновенно сыграли его любимые артисты Катя Голубева и Гийом Депардье, чьи жизни оборвались так рано.
– Правда ли, что известность Екатерины Голубевой в Европе очень велика?
— Вот один только эпизод. Катя никогда не чувствовала себя кинозвездой, одевалась неброско, любила проводить время в кафе за чашкой кофе, который поглощала в больших количествах. Однажды попросила бармена принести еще сигарет и чашечку кофе, он ответил: «Одну минуту, госпожа актриса». Катя очень удивилась: «Откуда вы знаете?» Он ответил: «Это несложно» — и показал на противоположную сторону улицы, где висела афиша с ее портретом. А дома о ней по-прежнему почти ничего не знали. Во Франции Кате поступало много предложений сниматься, она получила вид на жительство, но ей хотелось вернуться, ее тянуло в родные края. Она приехала, два года жила в России, сыграла в 2001 году в телевизионном дебюте Кирилла Серебренникова — сериале «Ростов-папа». К сожалению, дальше этого дело не пошло, другие режиссеры не спешили звать ее в свои проекты. Катя уехала в Америку, затем вернулась в Европу, сыграла в нашумевшем фильме Брюно Дюмона «29 пальм».
– Тоже освистанном на Каннском фестивале.
— Да. Но опять-таки фильм Дюмона, несмотря ни на что, стал событием. А роль, сыгранная Катей — бесстрашная, сильная актерская работа. Она не боялась рисковать.
– Неожиданным выглядит присутствие в вашем фильме Андрея Макаревича и отрывок из его давнего клипа, где в кадре Катя Голубева.
— Андрей и Катя очень дружили, познакомились, когда она заканчивала ВГИК. У них тогда была общая дружеская компания. Мне кажется, Андрей был очень увлечен Катей, думаю даже, что многие его песни посвящены ей. В трудные моменты ее жизни Андрей всегда старался ей помочь. Он с готовностью отозвался на предложение рассказать о встречах с Катей, я ему благодарна.
– Название «Я — Катя Голубева» напоминает реплику Нины Заречной «Я — чайка. Нет, не то. Я — актриса». Значит ли это, что актерская судьба Кати Голубевой, в сущности, не сложилась?
— Мы с моим сценаристом Кирой Ивановой так формулировали подзаголовок своего фильма: «История успеха неудачницы Кати Голубевой». Звучит парадоксально, но это так. Фильмы с участием этой актрисы, почти незнакомой своим соотечественникам, четыре раза были представлены на Каннском фестивале. Это ли не успех?! Ее личная жизнь было непростой, однако, нет сомнений, что Катя могла справиться со своими проблемами. Она была сильным человеком, хрупким только внешне. Нет сомнений, что ее гибель — это не самоубийство на почве депрессии, а, скажем так, трагическая случайность. Поэтому и финал у нашего фильма не мрачный, не погружает в темноту. Ведь после Кати остались не только ее роли, но и прекрасные дети. Сын Дмитрий стал врачом-онкологом. Двадцатилетняя Ина-Мария, так похожая на Катю, снимается в кино, в ней очевиден актерский талант. Она очень искренне сыграла саму себя в фильме своего отца Шарунаса Бартаса «Покой нам только снится». В начале этого года в течение полутора месяцев проходила большая ретроспектива фильмов и фотографий Бартаса в Центре Помпиду в Париже. Это не только заслуга самого режиссера, но и дань памяти Екатерины Голубевой. Дочь Кати и Леоса 12-летняя Настя пока еще учится в школе, но тоже мелькнула в кино — в фильме Каракса «Святые моторы».
– И все-таки: Екатерина Голубева — это актриса? Или она — необычный персонаж, этим и привлекает внимание?
— Я убеждена, что она именно актриса, единственная в своем роде. Для меня параллель Кате в актерском мире — Иннокентий Смоктуновский. Очень особенная, своеобразная, непохожая на других. Многие зрители мне говорили после фильма: как жаль, что никто никогда не предложил ей сыграть Настасью Филипповну в «Идиоте», это была ее роль. Как будто о ней сказано у Достоевского: «Удивительное лицо, веселое, а она ведь ужасно страдала».
– После премьеры в Екатеринбурге где еще можно будет увидеть ваш фильм?
— Телевизионная премьера состоится через год на литовском телевидении, а пока что постараемся продолжить фестивальную судьбу фильма — предложения уже есть.