ЛАУРЕАТЫ XXIII МЕЖДУНАРОДНОГО ФЕСТИВАЛЯ АНИМАЦИОННЫХ ФИЛЬМОВ “КРОК”
- Гран-при – “ЭДМОНД”, режиссер Нина Ганц (Великобритания).
КАТЕГОРИЯ “СТУДЕНЧЕСКИЕ ФИЛЬМЫ”
- Лучший фильм – “СТРАШНЫЙ СУД”, режиссер Дзюньйи Сяо (США).
- Дипломы: “АПОРТ”, режиссер Денис Воронин (Россия); “БОЛЬ”, режиссер Надежда Федотова (Россия); “СКАЗКА”, режиссер Аттила Бертоти (Венгрия).
КАТЕГОРИЯ “ДИПЛОМНАЯ РАБОТА”
- Лучший фильм – “ОСКОЛОК”, режиссер Дмитрий Иванов (Россия).
- Дипломы: “БЫСТРЕЕ”, режиссер Марго Реман (Бельгия); “ГАМЛЕТ. КОМЕДИЯ”, режиссер Евгений Фадеев (Россия).
КАТЕГОРИЯ “ПЕРВЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ”
- Лучший фильм – “КОРАБЛИ ПРОШЛЫХ ЛЕТ”, режиссер Георгий Богуславский (Россия).
- Диплом: “УГОЛ”, режиссер Шарли Белен (Франция).
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРИЗЫ ЖЮРИ
- “ДВА ДРУГА”, режиссер Наталья Чернышева (Франция);
- “ЛЁСС”, режиссер И Чжао (Нидерланды/Китай);
- “МЕРЛО”, режиссеры Марта Дженнари, Джулия Мартинелли (Италия).
Особый приз имени Александра Татарского “Пластилиновая ворона”
“За высший пилотаж” – “КУКУШКА”, режиссер Дина Великовская (Россия).
Приз имени Тонино Гуэрра “За поэзию в кино” – “ПОЧЕМУ БАНАН ОГРЫЗАЕТСЯ”, режиссер Светлана Разгуляева (Россия) и “ЛЁСС”, режиссер И Чжао (Нидерланды/Китай).
ПРИЗ ЗРИТЕЛЬСКИХ СИМПАТИЙ
1-е место – “ДВА ДРУГА” (Наталья Чернышева, Франция)
2-е место – “КЛИТОР” (Лори Мальпар-Траверси, Канада)
3-е место – “ВО ВСЕМ МНОГООБРАЗИИ” (Клоэ Алье, Бельгия)
Учредители фестиваля – Министерство культуры РФ, Союз кинематографистов России.
Генеральный партнер фестиваля – Ассоциация анимационного кино России.
При поддержке правительства Ярославской области, мэрии города Тверь, мэрии города Череповец.
“КРОК” – фестиваль особенный, плавучий. Его пространство в этом году – теплоход “Константин Симонов”, который прошел по Волге маршрутом Москва – Тверь – Углич – Мышкин – Череповец – Плес – Кострома – Ярославль. Впервые команда международного состава аниматоров собралась без своего президента Эдуарда Назарова. Благодаря его творческой энергии фестиваль, образовавшийся в России и Украине, расширился, встал в ряд с ведущими анимационными форумами мира. Вечер памяти Эдуарда Васильевича привлек молодых режиссеров, художников, мультипликаторов из разных стран. Мастера вспомнили многое из жизни своего друга. Говорили со слезами. И хохотали не меньше, ибо юмор Назарова невозможно забыть!
Одна из последних учениц Эдуарда Васильевича, Евгения Жиркова, так непосредственно, искренне вспоминала учителя, продемонстрировав при этом и свое редкое остроумие и органику, что все прекрасно поняли, каких талантливых подопечных оставил после себя классик. Теперь корабль плывет с Юрием Норштейном во главе. Всемирно известный – он один из участников “спасательной экспедиции” авторов знаменитых мультфильмов, в которую входил вместе с Эдуардом Назаровым и Давидом Черкасским. Так назвала эту троицу кинокритик Лариса Малюкова. Их фильмы талантливо и ярко открывали зрителям двери в неповторимую реальность добра.
Фестиваль настаивает на том, чтобы все три фамилии по-прежнему стояли рядом. Президенты, которых превозносят по праву, – явления в анимационном, кинематографе. Да, наследие и отчетливое мастерство дарят искусству продолжение в новом языке последующих поколений. Такими же мотивами звучала экранная программа нынешнего, ХХIII Международного фестиваля анимационных фильмов, в которой участвовали фильмы из сорока двух стран.
Бессменный Генеральный директор фестиваля Ирина Капличная (Украина) и ее команда из Киева – заместитель Генерального директора Наталия Стан, арт-директор Наталья Чернышова, куратор показов, кинокритик Алик Шпилюк, директор показов Александр Джелмач, секретарь жюри Наталия Гриценко, Наталья Зайченко, Галина Санченко, Наталья Ковальчук как-то незаметно, без суматохи, осуществляли огромный объем работы. Что важно – осуществляли в небольшом помещении дирекции, где появлялись одновременно до 20 человек (подсчитано до точности).
Добрых слов заслуживают и переводчики Мария Коропова и Лариса Сукочева. Они, если можно так сказать, передавали не только язык, но интонации авторов мастер-классов и обсуждений после многочисленных фестивальных показов, вечеров и даже карнавала! Неизменно-остроумного ведущего всех церемоний Суздальского анима-форума и “КРОКА”, а также творческих вечеров, – сатирика, литератора, драматурга и поэта Вадима Жука принимали весело и горячо. И перевод был достойный!
Глава селекционной комиссии режиссер и художник Михаил Алдашин на заключительной конференции справедливо заметил, что “КРОК” – своеобразный “ветер в паруса” для студентов из кинематографических учебных заведений и начинающих свою профессиональную жизнь аниматоров. Награды и призы придают авторам веру в свой труд, поддерживают в правильности выбора.
Вот те, кто отбирал фильмы: Алексей Алексеев – режиссер, художник, сценарист, аниматор и композитор, получивший более 70 мировых наград; Александр Бубнов – сценарист, лауреат многих фестивалей, режиссер, художник, аниматор, создатель студии “Бубен”; Елена Чернова – сценарист, режиссер, художник, преподаватель анимации в Scream School и режиссуры в Школе-студии “ШАР”; Екатерина Соколова – режиссер, художник, лауреат российских и зарубежных наград.
В этом году на селекцию фестиваля поступило 1082 фильма из 52 стран, а в конкурс вошло 139 фильмов. Екатерина Соколова на вопрос, чем отличается российская анимация от зарубежной, справедливо заметила: наша анимация предпочитает рассказывать истории, что идет еще от детства. И добавила – “на фоне зарубежного показа российская программа выделялась”. Соглашусь вполне. Однако лидировала и Франция. Комментарий на пресс-конференции коснулся продукции детских фильмов зарубежного производства, которые создаются под коммерческий заказ. Недаром дипломы и призы фестиваля достались детским фильмам авторской анимации.
О работе жюри рассказал его председатель, известный режиссер и художник Игорь Ковалев, один из столпов знаменитой студии “Пилот”: “Да, битва была! Правда, не столь кровавая. У меня есть опыт в работе жюри на международных фестивалях, в нашем случае были очень субъективные мнения. Возникло предложение: а давайте не строить пирамиду от Гран-при, а наоборот, – кто может, например, сказать, какому фильму дать этот приз. И все члены жюри отметили разные фильмы! Я не буду называть имена, но, признаюсь, не мог понять, почему? Это был большой сюрприз. На мой ответ отреагировали так: как этот фильм вообще был отобран на фестиваль?
Фильмы были разнообразные. Но я несколько раз говорил с руководством фестивалей о том, что селекционной комиссии необходимо отбирать меньше ста, даже меньше восьмидесяти единиц, – тогда поднимется и качество. Прекрасно понимаю, что нельзя обижать молодых авторов, которые мечтают участвовать в конкурсной программе. Но уверен – чем меньше фильмов, тем больше художественный уровень. Сделать отбор очень тяжело, сочувствую тем, кто смотрит фильмы”.
Директор кинопрограмм киновед, специалист по анимации, режиссер-документалист Наталья Лукиных (Россия) и куратор показов кинокритик Алик Шпилюк (Украина) в конкурсной программе сформировали три категории, представленные для рассмотрения жюри: студенческий фильм, дипломная работа, первый профессиональный фильм. Кроме того, была программа “Панорама”, входившая в информационную вместе с фильмами для детей. А генеральный партнер “КРОКА” Ассоциация анимационного кино России приложила определенные усилия для работы “плавучего форума”. Традиция, сложившаяся еще на Открытом российском фестивале анимационного кино в Суздале: если вместе с участниками показов приехали дети, то они обязательно создают фильмы на свой вкус. Эта “школа анимации” под руководством профессионалов всегда радует результатом творчества. На теплоходе “Константин Симонов” за этот процесс отвечала Ирина Мастусова из Ассоциации.
Несомненно, оргкомитет в составе известнейших мастеров под руководством режиссера Александра Петрова, единственного нашего обладателя премии “Оскар” в анимационной номинации, главы анимационной студии по развитию анимации в Ярославле, многое продумал и осуществил во время фестивальных остановок в городах Поволжья и в областях. Были встречи со зрителями, уроки мастерства, занимательные и познавательные, кинопоказы и тематические ретроспективы. Отдельная программа посвящена была восьмидесятилетию легендарного “Союзмультфильма”. Нельзя не вспомнить, что только недавно кинематографическая общественность порадовалась определенным перспективам творческого процесса на студии, как наступил этап новой реорганизации и смены руководителей.
“КРОК”-2016 был посвящен только молодым. Россию представили: “Корабли прошлых лет” (режиссер Георгий Богуславский), “Кукушка” (режиссер Дина Великовская), “Почему банан огрызается” (режиссер Светлана Разгуляева), “Морошка” (режиссер Полина Минченок), “На пороге Ильич” (режиссер Михаил Солошенко), “Разбудить волка” (режиссер Елизавета Астрецова), “Прогулка” (режиссер Татьяна Кузнецова), “Летающий мальчик” (режисер Евгения Жиркова), “Осколок” (режиссер Дмитрий Иванов), “Гамлет. Комедия” (режиссер Евгений Фадеев), “Бумеранг“ (режиссер Павел Погудин), “Джек-простак” (режиссер Александр Черногоров), “Трудно воробью” (режиссер Дарья Вяткина), “Боль” (режиссер Надежда Федотова), “Долесу” (режиссер Алена Ребезова), “Doll Letters” (режиссер Наталья Грофпель), “Goats” (режиссер Екатерина Филиппова), “Апорт” (режиссер Денис Воронин), “Где-то” (режиссер Арина Шабанова).
От Франции в программе участвовала российский режиссер Наталья Чернышева с учебной работой “Два друга”, от Германии – Ирина Рубина с фильмом “Джаз-оргия”, от Великобритании – Евгения Голубева с учебной картиной “Я не мышонок”. Некоторые из этих фильмов собрали немало международных и отечественных наград, получили известность в интернете. Думаю выбор правильный. И наше издание в нынешнем и прошлом году отмечало авторов этих интересных и перспективных работ.
Гостем фестиваля была Лора Гуэрра, вдова замечательного друга “КРОКА” Тонино Гуэрры. Великий итальянский драматург, сценарист, художник, поэт очень любил анимацию – “сказочников, даривших счастье”. Лора вручила премии и дипломы с факсимильной подписью Тонино режиссерам Светлане Разгуляевой (“Почему банан огрызается”), Алексею Туркусу “За поэтический кинематограф” и режиссеру из Китая И Чжао, работающему в Нидерландах, с той же формулировкой за фильм “Лёсс” (Нидерланды/Китай, производство Armadillo Film, Специальный приз жюри и денежная премия).
“Лёсс” длится почти двадцать восемь минут, а смотрели на одном дыхании. В технике перекладной анимации (2D компьютер) передаются, причем достаточно жестко, отношения персонажей. А стиль изображения – китайская традиция формы совершенных образцов глиняных изделий, создававшихся еще до нашей эры.
История, рассказанная в фильме, такова: в китайском селе, расположенном на Лёссовом плато, в средней части бассейна реки Хуанхэ, женщину продали фермеру за мешок батата (сладкого картофеля). Как пишут в источниках, плато – “один из основных исторических районов формирования китайской нации, что обусловлено высочайшей плодородностью почв”. От страшной жизни с фермером героиня спасается тем, что лепит из глины ослепительные по тональности красные фигурки. Все остальное – только черно-коричневое, словно та, плодородная, земля. Но тщетно. Поэтическая трагедия изобразительной силы приводит героев к гибельной черте…
В фильме нет диалога, только выразительная музыка китайского композитора Сян Жуна. Режиссер, сценарист, художник, аниматор И Чжао принципиально воссоздает иную эпоху, согласуясь с историей. Создание фильма длилось три года. Чжао в тридцатилетнем возрасте стал изучать анимацию в Голландской академии искусств и дизайна. А до этого получил докторскую степень по гражданскому строительству. Довольно поздно стал студентом, но его учебные короткометражные работы получили награды на престижных кинофестивалях. “Лёсс” была представлена на “КРОКЕ” в категории “Первый профессиональный фильм”. Безусловно, это фильм-событие.
Большая заслуга, на мой взгляд, председателя жюри Игоря Ковалева в том, что при всех разногласиях в судейских оценках, были корректно расставлены точки над “i”. Судя по реакции участников фестиваля на церемонии закрытия, довольны остались все! Можно поздравить с дипломами за студенческие работы Дениса Воронина (“Апорт”), студента Экспериментального молодежного объединения при “Союзмультфильме” и Надежду Федотову (“Боль”), ученицу режиссера и художника Валентина Ольшванга (ВГИК). Евгения Фадеева (“Гамлет. Комедия”), выпускника Школы-студии “ШАР” – с дипломом в категории “Дипломный фильм”, а Дмитрия Иванова (“Осколок”), выпускника той же студии с призом “За лучший дипломный фильм”. Эти работы объединяют изысканная графика и пластичность решений. Лучший профессиональный фильм – “Корабли прошлых лет” Георгия Заславского (студия “Пчела”).
Хотелось бы вспомнить обсуждения после просмотров, которые назвали “Разбор полетов”. Их вели кинокритик Лариса Малюкова и мастера анимации Елена Чернова, Михаил Тумеля, Сергей Меринов. Это своего рода семинары по специальности “режиссура анимационного фильма”. Интересной оказалась беседа с авторами французского проекта по стихам Гийома Аполлинера. Каждый молодой режиссер разрабатывал сценарий по одному стихотворению. Сначала их показали по телевизионному каналу, затем на фестивале во Франции и, наконец, в сентябре этого года фильмы уже были в кинопрокате.
Режиссер Анн-Софи Реймон весьма любопытно интерпретировала стихотворение “Город и сердце”. В монтаже прикладной анимации соединены общие планы городских деталей, примет. Анн-Софи вдохновили на этот прием ленты Жака Тати. В фильме чувство юмора украшает композицию и ритм. А перевод подстрочника такой: “Когда сердце поэта бьется в ритме города, а флюгеры кружат в поспешности слепой, жизнь вспыхивает цветами фейерверка”.
Как заметила Елена Чернова, все работы студии Tant Mieux Prod. отобраны не случайно. Они привлекли особое внимание селекционеров. Режиссерам пожелали успехов, а их талантливый старт обещает будущие победы. Как говорится: “Вперед, Франция!”
Все члены жюри провели мастер-классы. Паскаль Бле, продюсер из Канады, уже в 23 года основал свою компанию. Он был продюсером фильма Александра Петрова “Старик и море”, удостоенного “Оскара” в 2000 году. Встреча с ним называлась “Студия коммерческой анимации: как достичь успеха”. Аниматор Паскаль Бле в свое время, как все молодые, начинал с короткометражек. Овладев самыми различными техниками, создал, проанимировал и спродюсировал более чем 250 канадских и международных роликов знаменитых трендов. Он все время модернизирует студию, хотя приходится трудновато – технологии меняются, необходимо покупать более совершенное оборудование. Мастер-класс успешного продюсера – яркий пример того, как можно и нужно угадать направление ветра, приложив творческие усилия.
Москва – Ярославль
Татьяна МУШТАКОВА
«Экран и сцена» № 20 за 2016 год.