Виктор Матизен. Смотрите музыку

Два года назад к двум туринским кинофестивалям – Torino International FF и Gay&Lesbian FF – добавился третий, SEEYOUSOUND, базирующийся в кинотеатре «Массимо», в двух шагах от знаменитой башни Антонелли, целиком отданной Музею кино.

Игровой конкурс SYS насчитывал шесть картин:

«ЛЕЙКОПЛАСТЫРЬ» Зои Листер-Джонс – повесть о молодой супружеской паре, выбирающейся из семейного кризиса посредством своего рода музыкальной терапии — совместного музицирования, в ходе которого они переводят свои разборки на язык искусства.

По сути, о том же рассказывает «СВАДЕБНАЯ МУЗЫКА» Хосе Милитано (Аргентина), где подросток-любитель пения, отправляющийся на свадьбу сестры, решает свои проблемы и взрослеет под воздействием музыки.

Еще один вариант влияния музыки на человеческие отношения предлагает единственный в программе фестиваля мюзикл Майкла Берри «ОСТАНОВКА», в котором шесть поначалу разобщенных пассажиров застрявшего в тоннеле вагона нью-йоркской подземки сближаются и выговариваются в музыкальных монологах, дающих представление не только об их внутренней жизни, но и жизни крупнейшего американского мегаполиса.

Замкнула эту «музыкально-терапевтическую» цепочку фильмов «ПЕСНЬ СКОРПИОНОВ» Анупа Сингха — медитативная легенда о молодой целительнице, унаследовавшей от своей бабки древнее искусство лечения от укусов ядовитых паукообразныхх тварей посредством пения, но утратившей его из-за мести влюбленного в нее, но отвергнутого погонщика верблюдов.

Еще две картины игрового конкурса, если бы они не относились к категории fiction, и в них участвовали не актеры, а прототипы персонажей, могли бы сойти за документальные:

   удостоенная приза жюри картина Пата Коллинза «ПЕСНИ ГРАНИТА», кинобиография ирландского певца Джо Хини (1919-1984), выросшего в шахтерском поселке на западном побережье Ирландии и без музыкального сопровождения исполнявшего свои песни, посвященные тяжелой жизни горняков,

 

 

 

 

и картина Алекси Макела «LOVE RECORDS» об истории одноименной финской фирмы звукозаписи, сделавшей ставку на запросы послевоенного поколения 60-х гг. прошлого века и почти 20 лет главенствовавшей на музыкальном рынке того времени, логически замкнула  игровой конкурс.

Шесть работ было представлено и в полнометражном документальном конкурсе:

Визионерская лента «ДУХИ БРАЗИЛИИ», снятая Винсентом Муном в дебрях Южной Америки и без единого комментария погружающая зрителей в мир первобытной музыки, неотделимой от шаманства и языческих ритуалов, за которой

последовали пять полнометражных картин биографического плана:

«КОННИ ПЛАНК –ПОТЕНЦИАЛ ШУМА» Рето Кадуффа и Стефана Планка (сына Конни) – рассказ о выдающемся звукоинженере и музыкальном продюсере, оказавшем влияние, в частности, на Дэвида Боуи и Брайана Ино.

 

«КОГДА БОГ СПИТ» Тиля Шаубера – об иранском рэпере Шахине Наджафи, которого обвинили в упоминании исламских святых в неподобающем контексте и вынудили эмигрировать в Германию, а позднее приговорили к смерти за богоотступничество и назначили за его голову премию в 100 000 долларов. Название – цитата из слов героя: «Если бог есть, он должен что-то делать, но, судя по тому, что происходит в мире, он бездействует. Я думаю, что он существует, но спит».

«YOU ARE TEDDYBEARS» Джона Бойзена и Бьёрна Фавремарка – о культовой на протяжении уже четверти века шведской группе, которая играет синти-рок, рэгги и джаз, часто выступая в масках, имитирующих медвежьи головы, и в таком же виде давая интервью режиссерам.

 

 

 

«PUBLIC IMAGE IS ROTTEN» Табберта Фииллера – творческая биография еще одного культового музыканта, Джона Лайдона по прозвищу Джонни Роттен (rotten — гнилой), начинавшего в известной панк-группе Sex Pistols, а потом избравшего карьеру вольного исполнителя с чрезвычайно эксцентричной, почти клоунской манерой поведения на сцене.

 

И, наконец, «СИЛЬВАНА» — лента о ставшей иконой стиля молодой и боевитой шведской рэперше лесбийско-феминистского толка с жемайтийско-сирийскими корнями Сильване Имам, снятая тремя ее ровесницами, Микой Густафсон, Оливией Кастебринг и Кристиной Циобанелис. «Я – тикающая бомба, я – твердый член, я – лезвие ножа у горла расиста» — кричит Сильвана, и ее выкрики, подчас весьма критичные по отношению к современному шведскому обществу, вызывают резонанс у молодняка, заполняющего залы и площади во время ее выступлений. Эта картина и была признана лучшей в документальном состязании.