Фото Юрия Жуковского
Посмотрел картину «Лето» Кирилла Серебренникова. По первому ощущению – точное, цельное высказывание, режиссёрски, сценарно. Кириллу Серебренникову явно очень комфортно в «фантазийном пространстве», как выразилась Ирина Старшенбаум. Актёрам в «фантазийном пространстве» некого играть, можно расслабиться и играть хоть условных персонажей, хоть себя. Местами они не то, чтобы фальшивят, но сбиваются на художественную читку (декламацию), делая это так, как будто мажордом на подносе приносит текст, перевязанный синими ленточками, его торжественно развязывают и читают.
Собственно, фильм “Лето” – это большой, развёрнутый клип на песню Виктора Цоя “Лето”, с подклипами внутри. Настоящий прорыв в высокое искусство происходит в подклипе “В электричке”, со входом в сцену, основанном и на эффекте неожиданности в том числе. Остальные клипы построены на том же приёме, мысль о повторении приёмов, для убедительности, вложена у уста персонажу Ромы Зверя – Майку Науменко. Развёрнутый клип-фильм “Лето” сделан точно, без фальши, по партитуре Кирилла Серебренникова. Всё очень хорошо, аптекарски точно, невзирая на карнавально длящийся драйв бытия, или клишированную сцену под дождём, напоминающую все голливудские фильмы сразу. Чтобы уйти от клише, Елена Коренева настойчиво произносит слова про “двушку” для телефона-автомата, что не отменяет отблесков и отзвуков кино-Нью-Йорка. Вот только Цоя в картине нет. Можно художественно обойтись без Цоя, но он узнаваем, несмотря на то, что его усиленно называют просто Виктором. Цоя нет, есть условный “Виктор”. Цоя старательно делают неотличимым от плаката, видимо, опасаясь упрёков, что его нет. “Так нет же его! Нате вам! Так и задумано!”. Чтобы минимизировать Цоя, Рома Зверь аранжировал его песни, их перепели другие люди, и только “Лето” оставлено в авторском исполнении, дабы придать дыхание одноимённому фильму. Зачем понадобился этнический кореец, не говорящий по-русски, режиссёр ведает. Актёр несколько манекенен, текст произносит старательно, играть и петь ему не нужно. Кириллу Серебренникову удалось создать авторское, самобытное художественное творение, невзирая на отпечаток ближайших кинородственников – Майкла Уинтерботтома и Валерия Тодоровского. Эпохи в картине, как водится, нет, а намеренно нищенские интерьеры эпохи – органичная часть чёрно-белого клипа.
P.S. Это первые впечатления от картины, надеюсь, они “отлежатся”, уточнятся, подкорректируются.
На фото: актёр Тео Ю – исполнитель роли Виктора Цоя.