Фото предоставила пресс-служба фестиваля
«Спутник над Польшей» – самый представительный и долгоиграющий фестиваль российского кино из всех существующих в мире. Он проходит ежегодно в Варшаве в течение десяти дней в ноябре и почти сразу после подведения итогов отправляется в путешествие по всей стране.
«Спутник» летит над Польшей, начиная с декабря и вплоть до апреля следующего года, охватывая с каждым разом все большее количество зрителей. Фестиваль после Варшавы показывает российские фильмы в Гданьске, Коруни, Познани, Люблине и многих других городах. И все это при любой «погоде в доме», будь то потепление или охлаждение политической ситуации. Неизменно помня о том, что талантливое кино – это язык дружбы и взаимопонимания, преодолевающий любые проблемы, ведь все мы люди, наши мысли и чувства могут понять и разделить в другой стране, если о них рассказано языком искусства.
Основатель и бессменный директор фестиваля Малгожата Шляговска-Скульска и весь самоотверженный коллектив «Спутника» верят в важную миротворческую, просветительскую миссию фестиваля и зрители их поддерживают, заполняя залы в варшавских кинотеатрах «Луна», «Электроник», «Иллюзион» на всех просмотрах.
Именно искусство, как явление, соединяющее людей, стало основной темой нынешнего, двенадцатого «Спутника над Польшей». Появилась новая фестивальная секция «Арт-фокус», в ней показали «Невод» молодого петербургского режиссера Александры Стреляной, «Лили» и «Аниматор» режиссеров-экспериментаторов братьев Чижиковых, «Кровь» Артема Темникова – фильм о братьях-антагонистах, чьи пути пересеклись, изменив судьбу каждого.
Среди других программ – «Читальный зал. Экранизации российской литературы», где есть чеховские «Три сестры», перенесенные Юрием Грымовым в наши дни и нежное черно-белое кино Оксаны Карас «У ангела ангина» по повести Вадима Шефнера.
«Лучшие из лучших» – это программа самых заметных участников прошлогоднего «Спутника». В ней «Аритмия» Бориса Хлебникова, «Матильда» Алексея Учителя, «Хармс» Ивана Болотникова, альманах «Про любовь. Только для взрослых».
Представлены конкурсные программы документального кино и фильмов для детей и подростков, ретроспектива картин Андрея Звягинцева, а также программа копродукций. В ней самое яркое событие – первый показ в Польше фильма Дарьи Жук «Хрусталь», который скоро выйдет и в российский прокат.
Программа «Женский взгляд» посвящена памяти Киры Муратовой и Веры Глаголевой. Зрители увидели «Три истории» и «Настройщик» великой Киры Георгиевны. «Две женщины» и «Не чужие» Веры Глаголевой. Последний фильм был закончен съемочной группой уже после смерти режиссера.
«Калейдоскоп нового кино» собирает все самое яркое, привлекающее внимание. От броских прокатных хитов вроде «Я худею» Алексея Нужного и «Тренера» Данилы Козловского до тонкой камерной драмы «Как я стал» Павла Мирзоева, пока так и не нашедшей у нас своего прокатчика.
Основной конкурс, итоги которого будут объявлены 18 ноября, собрал 18 фильмов, лучших, по мнению польских отборщиков. Получилась очень сильная программа. В ней «Мешок без дна» Рустама Хамдамова, который в Варшаве представляла Светлана Немоляева, изумительно сыгравшая в этом новом фильме необыкновенного режиссера и художника, ничего не снимавшего долгих тринадцать лет.
Выдающаяся работа Алексея Федорченко «Война Анны» – минималистский, почти без слов, монофильм об ужасах войны с шестилетней девочкой в центре картины, которая держит на себе весь груз страшных переживаний и уже не раз удостоена призов за лучшую женскую роль.
Нашумевший «Довлатов», большая удача Алексея Германа-мл., тоже участвует в конкурсе. Польская актриса Ханна Суецка, снимавшаяся в этом фильме, пришла на встречу со зрителями.
Среди конкурсантов изысканное дебютное арт-кино «Ню», которая сделала московская китаянка Ян Гэ из событий личной жизни. Очень отважно, искренне и почти без бюджета.
«Слоны могут играть в футбол» Михаила Сегала, загадочная история одинокого мужчины в поисках родственной девичьей души. «Подбросы» Ивана Твердовского, только что получившего приз за лучшую режиссуру на МКФ в Котбусе.
«Сердце мира» Натальи Мещаниновой, завоевавшее Гран-при Кинотавра и открывшее широкой публики прекрасного актера Степана Девонина. Летом на Кинотавре и осенью на белорусском «Листопаде» он отмечен призами за лучшую мужскую роль.
В конкурсе также необычный психологический триллер «Амбивалентность» Антона Бильжо, якутская «Царь-птица», которой доастался Гран-при ММКФ, два ярких дебюта этого года – «Двое» Тимофея Жалнина и «Глубокие реки» Владимира Битокова, ученика Александра Сокурова.
Безусловное событие – польская премьера фильма Сергея Дворцевого «Айка». Самал Еслямова получила в мае Золотую пальмовую ветвь Каннского фестиваля за лучшую женскую роль. После такого огромного успеха фильм Дворцевого пытались заполучить многие зарубежные и отечественные фестивали. Однако, режиссер-перфекционист всем отказывал, говорил, что продолжает работу над картиной. Окончательную режиссерскую версию он представил в сентябре в Казахстане на Almaty Film Festival и вот теперь картину еще не показанную в России посмотрели в Польше.
Сергей Дворцевой как раз в эти дни, когда в Варшаве проходит «Спутник над Польшей», удостоен Гран-при фестиваля в Котбусе.
Про «Айку» польским зрителям рассказала Иоланта Дылевска, она из числа лучших кинооператоров не только Польши, но и всей Европы. Ее максимально приближенная к человеку камера позволяет нам увидеть Москву глазами загнанной, замученной героини, молодой женщины из Киргизии, живущей в столице без регистрации, без своего угла, без надежды на помощь и сочувствие.
Открывала фестиваль «История одного назначения» Авдотьи Смирновой. Это актуальнейшее осмысление ментальности русских людей и чувственно-аналитический взгляд на российскую историю как таковую через призму событий Х1Х века и один из самых важных эпизодов жизни русского гения – Льва Толстого.
В жюри «Спутника над Польшей» традиционно входят три авторитетных польских кинодеятеля – режиссер, актер, писатель. В нынешнем году это Иоанна Кос-Краузе, ее последний по времени фильм «Птицы поют в Кигали» можно было увидеть на Московском международном кинофестивале. Известный актер театра, кино и телевидения Мирослав Ханишевский. И Ханна Рыдлевска, автор нескольких книг, журналист, руководитель отдела репортажа «Vogue Polska».