Фестивали осени
Фестиваль в Ростове-на-Дону совсем молодой, ему четыре года, раньше он проходил летом. В этом году из-за Чемпионата мира по футболу и внезапных сложностей с финансированием переехал на октябрь. В итоге изменения пошли на пользу.
Октябрь в южном городе – это бархатный сезон, золотая листва и теплый воздух, к тому же в Ростове-на-Дону много учебных заведений, молодежь вернулась после каникул и готова приобщаться не только к занятиям, но и к походам в кино.
Правда, рекламировать фестиваль среди студентов надо бы активнее, предлагать дешевые или даже бесплатные билеты: обидно, когда залы в роскошном, без преувеличения, кинотеатре, где шли фестивальные фильмы, оказываются полупустыми из-за отсутствия информации у горожан.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС
Самым прилежным зрителем был Председатель жюри, постоянный гость многих российских фестивалей, американский актер Эрик Робертс. Это выглядело даже удивительно, довольно часто приходится сталкиваться с тем, что члены жюри манкируют общими со зрителями просмотрами, а в случае, если фильм затянут или просто не нравится, без стеснения покидают зрительный зал, не дожидаясь финала.
Эрик (он просит называть его по имени, а не мистер Робертс) смотрел все фильмы от начала до конца, не пропустив ни одного показа.
Да и конкурс, который собрала программный директор Елена Ларионова, получился занимательным и разнообразным, пусть даже фильмы и отличались сильно по качеству.
Лидером оказалась «Мягкая игрушка» из Франции, наконец-то снятая на уровне классических французских комедий, которые мы помним и любим. Режиссеры и сценаристы Жюльен Эрве и Филипп Мешлен сделали динамичный, смешной и трогательный фильм о том, как поиски потерянной игрушки, за которую обещано вознаграждение, становятся для безработного Софьена новым этапом в познании себя и других людей. Малик Бенталха удостоен приза за лучшую мужскую роль, «Мягкая игрушка» завоевала приз за сценарий и Гран-при.
Выбор остальных призеров членами международного жюри тоже не подкачал, отметили действительно лучших.
Диплом жюри за замечательную актерскую работу в фильме Рашида Маликова «Стойкость» получил узбекский артист Карим Мирхадиев. Сам он так характеризует лаконичную, выдержанную и честную картину: «Стойкость» рассказывает о человеке и об афганской войне. Для меня большая честь сыграть в таком глубоком фильме. У меня есть друг, который ушёл на афганскую войну одним человеком, а пришёл другим и никогда уже не был таким, как прежде. В Узбекистане есть пословица, которая на русский переводится так: родился, пошёл на базар покупать саван, купил саван и пошёл на кладбище. В этой фразе умещается вся человеческая жизнь, как ты проживёшь её, в каком саване пойдёшь на кладбище, зависит в первую очередь от тебя».
Призом за лучшую женскую роль отмечена Алина Нисибуллина, очень одаренная молодая актриса, выпускница Мастерской выдающегося режиссера и педагога Дмитрия Брусникина, сыгравшая героиню фильма «Хрусталь».
Режиссер Дарья Жук своим дебютным «Хрусталем» поступательно завоевывает симпатии зрителей и профессионалов, и очень возможно попадет в шорт-лист премии Оскар: Беларусь отправила ее картину на рассмотрение Американской киноакадемии.
Пока же в ее копилку наград добавился приз за лучшую режиссуру фестиваля Bridge of Arts.
Сама Дарья получить приз не смогла, была в этот момент в Минске, но ее яркой работой активно заинтересовался член жюри, итальянский продюсер Роберто Бесси, объявивший на закрытии, что обязательно должен с ней встретиться, у него есть предложение о совместном проекте. «К тому же мне очень понравился Ростов, он напоминает юг Италии, – сказал Роберто Бесси, – и теперь я буду думать, как продвинуть этот красивый город к мировой известности, чтобы сюда приезжали снимать хорошие фильмы».
Но это еще не все награды «Хрусталя». Жюри Гильдии киноведов и кинокритиков (Давид Шнейдеров, Леонид Павлючик и я, Ольга Галицкая) присудило нашего критического «Слона» этому прекрасному фильму с формулировкой «За бесстрашную искренность и отточенное мастерство художественного высказывания».
В нем гармонично соединились неожиданно зрелое для молодого режиссера умение создать качественное кино и глубокое, искреннее содержание.
Кстати, 13 декабря «Хрусталь» выходит в российский прокат.
Диплом Гильдии «За обаяние фантастического реализма» получила затейливо придуманная «Безупречная жизнь». Португальский режиссер Луиш Диого сделал фильм на вечную тему о том, что благими намерениями вымощена дорога в ад и нашел для своего рассказа увлекательную, почти детективную форму.
КОРОТКИЕ ФИЛЬМЫ, БОЛЬШИЕ ОГОРЧЕНИЯ
В короткометражном конкурсе все обстояло не столь радужно. Член жюри, кинодраматург Валерия Байкеева поделилась своими довольно грустными впечатлениями от просмотра «коротышей», в основном разочарование вызвали отечественные производители:
«Поняла: наш короткий метр не просто метр. Он мЭтр. В силу своей пафосности, тупости и удивительной неинтересности. По крайней мере, те короткометражки, что были представлены. Много обсуждали с итальянским коллегой, директором итальянского кинофестиваля, российское кино. Цитирую: «Странно… Как вы утратили ту силу, что была? Куда ушло мастерство? Где искренность? Отвага? Харизма, наконец?».
Куда-куда… Да туда, где всё меряется баблом, а не творчеством, не душой и не той самой харизмой… Выиграл удивительный по искренности и силе итальянский короткий фильм «Чудесные Альпы». О том, как на границе с Италией у афганского эмигранта забрали козу – единственное, что осталось у него от Родины, после гибели семьи. Он прощался со своей Родиной, с козой Салимой… Он уедет. А её убьют по причине невозможности вызвать ветеринаров – на них нет статьи расходов в таможне… И я плакала вместе с ними… А потом пошёл титр: «после этого случая таможенное законодательство было изменено. Теперь эмигранты могут брать с собой своих любимцев…»
Но все же и в коротком метре удалось обнаружить достойные работы, жаль, что российские авторы не отличились в этом соревновании.
На закрытии фестиваля Эрик Робертс получил приз губернатора Ростовской области. Затем показали свежеиспеченную новинку – американскую комедию «Бандиты из Беверли-Хиллз», вариацию нестареющего хита «Один дома». Режиссер русского происхождения Виталий Версаче давно живет в США и неустанно производит недорогое развлекательное кино. В Ростов-на-Дону с ним вместе приехали продюсер Грегори Уильямс и его семилетний сын Крис Уильямс, исполнитель главной роли в фильме,
спродюсированном отцом. Их гостеприимно встречал Эрик Робертс, это была и его премьера, своим появлением он украсил малобюджетную картину.
ЭРИК РОБЕРТС. ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Во время фестивальных дней состоялась замечательная встреча с американскими звездами Эриком Робертсом и Доном «Драконом» Уилсоном в ростовском филиале Российской газеты.
Эрика спрашивали обо всем на свете, он отвечал охотно и откровенно:
– Сложно ли работать в жюри?
– Обычно я самый простой зритель, мнение которого интересует только мою жену. Работать в жюри для меня очень ответственное дело, я смотрю внимательно, стараюсь понять, какую первоочередную задачу ставили перед собой режиссер и артисты, исходя из этого, оценить, насколько это у них получилось.
– Насколько важно актеру иметь свой стиль в одежде?
– Мое понимание красивой одежды ограничивается голубыми джинсами и белыми рубашками, это мне нравится и мне идет. Никакие бренды меня не волнуют.
– Чего вы боитесь в жизни?
– Один из моих основных страхов связан с клаустрофобией. Со всеми моими фобиями очень хорошо справляется моя жена, рядом с ней я вообще ничего не боюсь.
– Известно, что в родословной вашей жены есть украинские корни. Может быть, с этим связано, что в июле вы ездили на Одесский кинофестиваль. Там вы говорили о том, что, по вашему мнению, украинский режиссер Олег Сенцов, осужденный в России – гений. В чем его гениальность?
– Я люблю бывать в разных городах и странах. Не могу судить о том, почему Олег Сенцов находится в заключении, не знаю всех подробностей этого дела. Но я общался с ним на одном из фестивалей еще до всех этих печальных событий. Он особенный, мы говорили о кино, я понял, что передо мной человек необыкновенно талантливый, настоящий художник, у которого есть свой взгляд на мир и есть способность выразить свои мысли и эмоции так, чтобы они проникли в зрителей. Поверьте, далеко не каждому это дано.
Мне удалось задать такой вопрос:
– Скажите, пожалуйста, Эрик, как вы относитесь к движению «metoo» и к тому, что произошло с Кевином Спейси и Харви Вайнштейном?
– Считаю, что это немного перебор. Мужчины постоянно пытаются превалировать над женщинами, быть выше и круче их. Понимаю, что женщинам необходимо защищать свои права. Они очень часто достойны большего, чем имеют. Но произошел крен в другую сторону. Например, я однажды получил работу в популярном шоу, где было очень много звезд. В день съемки ставлю на парковке свою машину и вижу, что идет участница шоу, моя предполагаемая партнерша. Кричу ей: «Хай, куколка, как приятно тебя видеть!». Она остановилась, говорит: «Сейчас вернусь». Я решил, что она что-то забыла. Захожу в свою гримерку, приходит секьюрити и говорит мне: «Вам придется покинуть студию». Я ему: «Почему?!». Он – «Потому, что вы уже не работаете в этом шоу. Вчера работали, а сегодня уже нет». То есть эта девушка, которую я едва знал, попросила меня уволить. Потому что, если я назвал ее «куколка», то это уже сексизм. Я думаю, что дорога, на которую таким образом сворачивает движение «metoo», ведет в тупик.