Ольга Галицкая. Документальное кино доступно всем

KinoPressa.ru – сайт Гильдии киноведов и кинокритиков России.

Фестивали осени

Открытый фестиваль документального кино «Россия», получивший, начиная с 1980 года, прописку в Екатеринбурге, на 29-м году жизни помимо основного конкурса обзавелся еще одной конкурсной программой – телевизионного документального кино. На оба конкурса пришлось 14 дебютов, в основную программу были отобраны 38 картин, на 7 больше, чем в прошлом году, так как продолжительность фестиваля увеличилась на два дня – с 1 по 7 октября.

Генеральный директор Георгий Негашев называет главным и неоспоримым достоинством екатеринбургского фестиваля, верность его главной традиции: документальное кино в течение фестивальной недели доступно всем желающим его увидеть и показывается совершенно бесплатно. Фестиваль проводится при поддержке Министерства культуры Российской Федерации с использованием гранта Президента РФ, предоставленного Фондом президентских грантов на развитие гражданского общества.

ОСНОВНЫЕ ПРИЗЫ

KinoPressa.ru – сайт Гильдии киноведов и кинокритиков России.
Режиссёр Евгений Соломин

Главную награду фестиваля завоевали «Отец и сыновья из Кротово» (Новосибирск, Студия «Кино-Сибирь»). Режиссер Евгений Соломин получил также грант на съемки следующего фильма от Национального союза правообладателей, приз зрительских симпатий и специальный приз им. Леонида Гуревича за «оригинальное драматургическое решение».

Документальную драму из деревенской народной жизни о фермере оставшемся в одиночестве доживать свои дни после того, как двое его сыновей оказались в тюрьме по обвинению в нечаянном убийстве, случившемся во время драки, начинал снимать классик отечественной документалистики Валерий Соломин. Главного героя – Василия Абрамова режиссер нашел в деревне по соседству, он и сам был деревенским жителем.

До окончания фильма Валерий Соломин не успел дожить, он скончался от инсульта прямо в монтажной, где работал над этой картиной. Подхватить замысел и завершить большой труд выпало сыну — Евгению Соломину. Фильм с нелегкой судьбой получился глубоким непридуманным романом с густой правдой реальной жизни — тяжелой, но не беспросветной. В картине есть свет человечности, сочувствия и понимания.

KinoPressa.ru – сайт Гильдии киноведов и кинокритиков России.
Николай Коляда и Одельша Агишев. Фото предоставила пресс-служба фестиваля

Лучшим полнометражным фильмом в Основном конкурсе жюри под руководством режиссера игрового кино Сергея Снежкина с участием доцента ВГИКа, руководителя мастерской на Высших курсах сценаристов и режиссеров Владимира Фенченко, документалиста Павла Печенкина, оператора из Литвы Кристины Серекайте, популярного драматурга и режиссера Николая Коляды назвало спортивную сагу Софии Гевейлер «Быть в игре». История о юных футболистах, мечтающих о большом спорте, талантливо и увлеченно снятая, энергично смонтированная, безусловно, попала в тренд года, когда вся страна «болела» футболом во время Чемпионата мира.

ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ КИНО НА ТВ

Новый конкурс телевизионных документальных работ позволил профессионалам и зрителям внимательно исследовать понятие «формат» чаще всего нивелирующий, сглаживающий индивидуальность авторов в угоду общим лекалам, по каким производятся телевизионные работы. Сравнить их с собственно авторским кино, которое поддерживают фестивали, ценят зрители и которому крайне редко удается попасть как в телевизор, так и в прокат.

Как говорит Инна Демежко, программный директор фестиваля «Россия»: «Всем тем, кто застал настоящий бум теледокументалистики в 70-е, 80-е, в 90-е годы, больно наблюдать за тем, что сейчас на телевидении называют документальным кино. Бездарность, бессмысленность, отсутствие профессии, стремление к «жареному» — зачастую именно так, как это ни печально, выглядит сегодня телевизионный фильм на документальном материале. При этом авторское кино, сделанное при полном владении профессией, когда люди знают, о чем и зачем снимают, на телевидение не берут, говорят, что это «неформат».

Особенно удручает, что всякие скандальные и оскорбительные ток-шоу об известных артистах тоже имеют статус «документальности», сбивая у зрителей все критерии. Хочется показать разницу, каким по-настоящему может быть разговор об искусстве и о людях его создающих».

По мнению жюри телевизионного конкурса, где председателем был известный сценарист, профессор ВГИКа Одельша Агишев, лучшим оказался фильм Алексея Барыкина «Осанна» — биографический очерк о Великой княгине Елизавете Федоровне, сестре последней русской императрицы. Здесь, кстати сказать, следование установленному формату не помешало создать вполне увлекательный просветительский проект, рассказывающий о незаурядной личности великой благотворительницы, зверски убитой большевиками в Алапаевске в 1918 году и канонизированной впоследствии в лике святых.

ОБ ИСКУССТВЕ И ЛЮДЯХ. ЕГО СОЗДАЮЩИХ

Что касается разговора об искусстве, то фильмы о деятелях театра и кино оказались самыми, на мой взгляд, интересными в Основном конкурсе. Они сложились в прекрасную мозаику из портретов людей, чья жизнь без остатка посвящена творчеству и созиданию.

Режиссер Андрей Осипов и оператор Сергей Зубиков участвовали в конкурсе с выдающейся работой «Параджанов. Тарковский. Антипенко. Светотени». Гениальный кинооператор Александр Антипенко рассказывает о встречах с Сергеем Параджановым и Андреем Тарковским. «Антипенко – мой кумир, — говорит Сергей Зубиков, — я раз сто смотрел снятый им фильм Тенгиза Абуладзе «Мольба», это совершенство».

Пятичасовое интервью, которое авторы фильма записали с Александром Антипенко на даче Литфонда, стало основой фильма. Но понадобилось два года работы, чтобы его завершить, наполнить не только фрагментами великих кинолент, но и своими съемками, срифмованными с классикой кино. «Мы даже в Суздаль ездили несколько раз – туманы ловить, — улыбается Сергей, — Андрей сказал, что в фильме о Тарковском обязательно должны быть туманы». Андрей Осипов на фестивале не смог присутствовать, был в Крыму на съемках новой киноленты.

Инна Лесина, учившаяся в свое время в Екатеринбурге, теперь живет в Израиле. Она сняла фильм «Резьба по дереву» о писателе и художнике Саше Галицком в какой-то момент круто изменившем свою достаточно благополучную жизнь. Он стал руководителем кружков резьбы по дереву в израильских Домах престарелых. Его ученики люди преклонных лет — от возраста под 80 и далее за 90, все они евреи-переселенцы из Польши и России, из других стран. Люди, которым пришлось пережить немало страшного, непоправимого, на глазах у многих погибли их семьи. Творческие уроки резьбы по дереву, сам процесс создания картин с помощью деревянных досок и нехитрых инструментов продлевает старикам их дни, делает счастливыми.

«Для меня это история про любовь к старости, про нежность к старости, про какое-то совершенно невероятное принятие этих людей такими, какие они есть, — говорит Инна Лесина. – Очень важно, что люди могут во время этих занятий спокойно говорить о смерти, принимают ее как часть жизни».

Вадим Цаликов снял фильм «Алибек» о легендарном наезднике и дрессировщике Алибеке Кантемирове. В знаменитом советском фильме «Смелые люди» (1950 г) он поставил и исполнил головокружительные трюки с лошадьми. Артист Юрий Назаров вспоминает в «Алибеке», каким восторгом и откровением стали для него в юности сцены этого фильма, а отважные конники, настоящие смелые люди остаются его кумирами всю жизнь. Многие из династии Кантемировых погибли во время Великой Отечественной, славный Алибек воспитал своих детей и учеников сильными духом и телом, способными демонстрировать чудеса храбрости не только на манеже, но и в бою. Сегодня внуки и правнуки продолжают дело великого Алибека. В ближайшее время фильм выйдет в прокат во Владикавказе, где жива память о Кантемирове и его отважных джигитах.

Режиссер Павел Мирзоев представил в Екатеринбурге фильм «Таня». Для него это была настоящая авторская фестивальная премьера, так как на показе в Выборге на фестивале «Окно в Европу» случился неприятный казус. Не говоря ни слова режиссеру, продюсеры перемонтировали его фильм и снабдили другой музыкой на свой вкус.

Между тем, для Павла это очень важная, дорогая сердцу работа. Татьяна Самойлова, памяти которой посвящена эта документальная лента, как он признается, лучшая для него актриса всех времен и народов. Для ленты по сценарию Эльги Лындиной пришлось провести основательные архивные раскопки, обращаться за помощью в архивы Франции и Германии, где сохранились видеоинтервью молодой советской актрисы в одночасье ставшей мировой знаменитостью после великого фильма «Летят журавли».

Казалось бы, счастливая , звездная судьба. Но жизнь актрисы, не только личная, в которой так любят копаться телеканалы, но и творческая, сложилась не так счастливо, как могла бы. Достаточно сказать, что в ее фильмографии всего 22 роли и только четыре из них – главные.

Уникальные съемки из частного архива балетмейстера Азария Плисецкого, его рассказ о семье, путешествиях, о работе на Кубе с балетной труппой молодых артистов, о гениальной сестре Майе Плисецкой, о близких друзьях Белле Ахмадулиной и Борисе Мессерере вдохновили режиссера Алексея Бурыкина и сценариста Владимира Джиоева на создание фильма «Брат Азарий». Тонкая, тщательная работа, обаятельное свидельство времени, где авторы деликатно помогают своему герою самому стать рассказчиком своей судьбы.

Исповедальная интонация очень естественно, убедительно звучит и в фильме Ивана Твердовского «Ульянов про Ульянова». Знакомый всем и каждому выдающийся артист Михаил Ульянов был на удивление замкнутым человеком, мало говорил о себе. В этом убедился автор его документального портрета, перечитавший о нем все, что можно, внимательно пересмотревший все его фильмы, изучивший все роли. Но в результате глубокого погружения в «почву и судьбу» Твердовскому с такой ювелирной точностью удалось смонтировать, выстроить свой рассказ с закадровым голосом героя фильма, что возникает эффект доверительного, необыкновенно искреннего и смелого разговора.

«Повесть о настоящем Фиссоне» сняла по своему сценарию режиссер из Санкт-Петербурга Светлана Насенкова. За 26 минут экранного времени Светлане удалось нарисовать убедительный, запоминающийся портрет крупной личности, человека, одаренного большим талантом, сумевшего не подчиниться обстоятельствам, которые по сути дела могли его уничтожить.

Ученик Георгия Товстоногова, артист, режиссер, создатель собственного маленького, но очень заметного и оригинального театра «Комик-Трест» Вадим Фиссон основную часть своей жизни провел в инвалидной коляске. Судьба была к нему жестока, но он не поддался отчаянию, остался до последнего дня творческой личностью, хотя его жизнь была сродни подвигу. «Во время учебы начинающий артист поехал со студенческим отрядом работать в лагерь и отморозил ноги. Началась гангрена, ноги ему отпиливали по частям. Это ужасно! – говорит Светлана Насенкова, Выжить ему помогла жена Наташа — великолепная актриса и клоунесса. Я про нее тоже собираюсь снять фильм, потому что она просто спасла Вадима».

Ностальгический коллективный мемуар учеников Алексея Германа, ставший фильмом Сергея Карандашова «Мастерская» участвовал уже в нескольких фестивалях и повсюду привлекал внимание зрителей полифонией замысла, разнообразием и вместе с тем похожестью воспоминаний тех, кто под руководством Германа начинал свой путь в кинематографе и его мощной во всех смыслах фигурой. На вопрос: «Были трудности оттого, что вы делились чем-то глубоко личным для вас, сокровенным?», Сергей Карандашов отвечал: «Для меня только это и есть кино. На мой взгляд, документальный фильм непременно должен сохранять отпечаток личности».

KinoPressa.ru – сайт Гильдии киноведов и кинокритиков России.
С. Эйзенштейн и Эдуард Тиссэ

И, наконец, поразивший меня фильм «В поисках Тиссэ», вызвавший самую большую полемику на фестивале. История почти детективная. Латвийский режиссер Дзинтра Гека двадцать лет назад записала интервью с Бьянкой Тиссэ, вдовой одного из величайших кинооператоров советского кинематографа Эдуарда Тиссэ. Сделать тогда же фильм не удалось, стали происходить странные, почти мистические события и даже несчастья с участниками съемочной группы. Но замысел не отпускал — и вот, спустя годы, появился фильм Дзинтры Гека и оператора Виктора Грибермана.

В чем интрига? Бьянка оказалась ярой противницей гения кино всех времен Сергея Эйзенштейна, считая, что он полностью присвоил себе лично всю славу классических творений, сделанных им в тандеме с Эдуардом Тиссэ. Недооценивал, а то и вовсе замалчивал труд своего товарища, оператора-подвижника, первооткрывателя потрясающей визуальности, без которого не было бы таких шедевров, как «Стачка», «Броненосец Потемкин» и других великих картин.

Конечно, это очень субъективный взгляд близкого человека, пусть и возникший не на пустом месте: у Бьянки оказалось много аргументов, подтверждающих ее слова. Но и такой неканонический отсвет биографии Эйзенштейна представляет большой интерес. Тем более, что это документальное эссе приоткрывает нам личность и некоторые до сих пор не до конца разгаданные тайны биографии немногословного соратника Эйзенштейна – безусловного мастера изображения Эдуарда Тиссэ.

About admin