Олег Зинцов
Фильм Мэттью Вона наносит неожиданный и чувствительный удар Джеймсу Бонду и его коллегам-суперагентам
У кого сила в правде, а у кого — в воспитании. Потому что в шпионе все должно быть прекрасно: и душа, и манеры, и галстук. Колин Фёрт играет именно такого эталонного английского аристократа, который умеет вломить кучке дегенератов в пабе, не помяв дорогой пиджак и не снимая роговых очков.
Но главный герой Kingsman не он, а его юный воспитанник Эггси (Тейрон Эджертон), паренек с окраины, который цапается с отчимом-жлобом и окрестной гопотой, не зная, что его отец состоял на секретной службе Kingsman и погиб при исполнении, спасая жизнь коллеги. Но теперь коллега отдает долг и вербует Эггси на джентльменскую шпионскую работу.
А драка в пабе — это для разминки. Показать, что умеет настоящий джентльмен (и для чего ему нужен зонтик-трость).
Как пять лет назад к жанру комиксов о супергероях незаметно подкрался хулиганский «Пипец» Мэттью Вона, так теперь Kingsman внезапно вторгается в жанр фильмов о супершпионах. Как и в «Пипце», автор комиксов Марк Миллар и режиссер Мэттью Вон виртуозно жонглируют жанровыми шаблонами, оставаясь ироничными ровно настолько, чтобы не свалиться в пародию. Вон называет свой фильм любовным письмом в адрес классической бондианы и шпионских картин и сериалов, на которых он вырос, таких как «Мстители» (1961), «Досье Ипкресс» (1965) и «Двойник Флинта» (1967).
Как и агент 007, шпионы из Kingsman неравнодушны к роскоши (костюмам индивидуального пошива, элитному алкоголю) и активно используют хитроумные гаджеты, замаскированные под очки, зонтики и прочие джентльменские аксессуары. Соблюдая глубокую секретность, они культивируют верность традициям и называют себя именами рыцарей Круглого стола. Помимо Колина Фёрта на страже истинных британских ценностей стоят Майкл Кейн и Марк Стронг (который удачно сработался с Воном еще на «Пипце»).
Противостоит им, разумеется, сторонник стиля фьюжн, смешения всего и вся — эксцентричный американский миллиардер Валентайн в исполнении Сэмюэля Л. Джексона. Он отчаянно шепелявит и жалуется на британский акцент. Носит бейсболку и заедает бургером вино 1965 г. А в секретаршах держит великолепную и безжалостную киллершу по имени Газель (София Бутелла) с боевыми протезами вместо ног. И, конечно, Валентайн, как всякий комиксовый злодей, реализует коварный план мирового господства, бесплатно раздавая населению Земли психоактивные sim-карты (и теперь мы точно знаем: все зло от мобильных телефонов).
Иначе говоря, Марк Миллар и Мэттью Вон изящно переносят конфликт в стилистическую плоскость, комически выступая на стороне традиций против всякого рода новаций и эксцентрики, хотя резвятся совершенно в том же духе, что и персонаж Сэмюэля Джексона. Один из ударных эпизодов — массовая драка в американской церкви с участием сектантов, обезумевших после активации sim-карт, и Колина Фёрта, чей герой из-за того же психоактивного воздействия превращается из джентльмена в дикаря и с садистским удовольствием крушит все и всех вокруг. А как эффектно в фильме Вона взрываются головы! Это салют, фейерверк, Новый год.
Параллельный сюжет заключается в борьбе со снобизмом, которую ведет молодой герой, попав в тайную школу суперагентов, где все, кроме него, — выпускники престижнейших учебных заведений, считающие, что шпана им не ровня. Но шпана быстро учится. И не только ради того, чтобы спасти мир. Главное-то, понятное дело, вернуться в родной район в дорогом костюме.
И вломить тамошней гопоте по-нашему, по-джентльменски.