“Медведь” поймал “Такси”

65-й Берлинале завершился победой иранского “Такси”: фильму опального режиссера Джафара Панахи присужден “Золотой медведь”. А одним из “Серебряных медведей” награждена картина Алексея Германа-младшего “Под электрическими облаками”: отмечены операторы Евгений Привин и Сергей Михальчук. Комментирует АНДРЕЙ ПЛАХОВ.

Конкурс нынешнего фестиваля, хоть не блистал шедеврами, оказался одним из самых любопытных за последние годы. Он показал, что кинематограф, вопреки паническим диагнозам, развивается в широком диапазоне — как географическом, так и творческом. Хотя мастера–авторы старой школы (Вернер Херцог, Терренс Малик, Питер Гринуэй) лавров не снискали, присутствие их работ было важно, поскольку наглядно демонстрировало те зоны, откуда чаще уходит, чем приходит художественная энергия. Зато она прибывает в других местах. Вулканическим оказался южноамериканский континент. Все три фильма из этой части света получили по “Серебряному медведю” — антиклерикальная чилийская притча “Клуб” Пабло Ларраина (гран-при жюри), этническая гватемальская драма “Вулкан Икскануль” Жайро Бустаманте (приз Альфреда Бауэра) и единственная документальная картина конкурса — “Перламутровая пуговица” чилийского ветерана Патрисио Гусмана (приз за сценарий).

Другой приоритетной территорией не в первый раз на Берлинале оказалась Восточная Европа: и в этом случае три картины в конкурсе — три награды. “Серебряный медведь” за режиссуру разделен между румыном Раду Жуде (фильм “Аферим!”; см. “Ъ” от 13 февраля) и полькой Малгожатой Шумовской, показавшей камерную парадоксальную психодраму “Тело”. Жюри отметило изобразительные достоинства картины Алексея Германа-младшего “Под электрическими облаками”, наградив двух работавших на ней операторов. Один из них, Евгений Привин,— российский. Другой, Сергей Михальчук,— украинский. Сам фильм — копродукия трех стран: России, Украины и Польши, что в нынешних обстоятельствах само по себе звучит позитивным сигналом.

Впрочем, жюри вряд ли руководствовалось политикой. Возглавлял его тонко чувствующий искусство Даррен Аронофски, он недаром назвал визуальный ряд “Электрических облаков” незабываемым. Напрасны также (хоть и неизбежны) попытки политически мотивировать “Золотого медведя” для Джафара Панахи — великолепного режиссера, снявшего один из лучших своих фильмов. В его призовой коллекции — каннская “Золотая камера”, венецианский “Золотой лев”, “Золотой леопард” из Локарно, есть и берлинские награды. Панахи уже не впервые со времени запрета снимать и выезжать за рубеж, наложенного на него иранскими властями, позволяет себе по меньшей мере первое, да еще и выставляет свое кино на мировые фестивали. Как это у него получается — отдельный вопрос, который интересует многих иностранцев. В ответ они слышат от коллег-соотечественников Панахи: “В Иране все так сложно устроено, что даже не пытайтесь понять”. “Такси” при всей его вынужденной малобюджетной скромности (практически все действие разыгрывается в машине) — маленький шедевр и мощное высказывание на тему несвободы. Этому же фильму присужден приз международной критики ФИПРЕССИ, причем на его вручении было лишний раз продемонстрировано, что Иран — страна кафкианского абсурда. Поскольку Панахи невыездной, награду получал его брат. Приз должна была вручать голландская критикесса, но иранцу запрещено брать что-либо из рук женщины: пришлось поменять ее на мужчину. Зато на главной сцене Берлинале “Золотого медведя” победно приняла десятилетняя племянница Панахи, играющая в его фильме.

В призовом раскладе англоязычное кино отошло на задний план, хотя многие критики выдвигали в качестве лидера фильм “45 лет” Эндрю Хея. Но жюри рассудило, что главное достоинство этой несколько нафталинной семейной драмы — первоклассные британские артисты. И наградило сразу двоих — Шарлотту Рэмплинг и Тома Кортни, выдав каждому по “Серебряному медведю”. Медвежье поголовье и так угрожающе разрослось, а в итоге к нему прибавился еще один “Медведь”, тоже серебряный. Им наградили немецкую картину “Виктория”, точнее, работавшего на ней норвежского оператора Стурле Брандта Гровлена. И тут особенно не возразишь: фильм лихо снят одним непрерывным кадром и вовлекает зрителя в авантюрный трип по ночному Берлину, длящийся целых 140 минут. В конце концов нельзя же совсем оставить немцев без наград. Представленный ими на конкурс фильм Андреаса Дрезена оказался некондиционным, а “Элсер” (“13 минут”) Оливера Хиршбигеля — историческая реконструкция одного из самых невероятных покушений на Гитлера — смотрелся неожиданно актуально, но показывался вне конкурса.

Источник.

About admin