МАШКОВ ПРОТИВ МИРОНОВА
“Охота на пиранью” – первый роман из знаменитой серии Александра Бушкова. В его экранизации, выходящей на экраны кинотеатров нашего города, сыграли Владимир Машков и Евгений Миронов.
Агент спецподразделения “Пираньи” Кирилл Мазур получает задание взорвать секретный объект, который находится далеко в Сибири. Герой (его роль играет Владимир Машков) не знает, что представляет собой тот объект, который ему нужно ликвидировать. Этой информацией обладает его напарница – молоденькая “химичка” Ольга (дебют в кино Светланы Антоновой), симпатичная и неприступная. Однако очень скоро “пиранья” поймет во что именно вляпался, когда он и его напарница окажутся в плену у некоего Прохора (Евгений Миронов) – “хозяина тайги”, торговца оружием и заядлого стрелка, обожающего устраивать охоту на людей. Этот Прохор мало того, что обчистит секретный склад до прихода ликвидаторов, но еще и вознамерится продать смертоносное оружие арабским террористам. В подобной ситуации “пиранье” не только нужно будет выжить самому и помочь выжить своей напарнице, но и воспрепятствовать отправке оружия за кордон.
Постановщик фильма Андрей Кавун (до этого известный лишь как режиссер сериалов, вроде “Курсантов” или “Вокзала”) признался на пресс-конференции по случаю премьеры фильма в кинотеатре “Аврора”, что снимал его для одного зрителя – собственного девятилетнего сына (который, кстати, сыграл в картине крошечную роль). Режиссеру очень хотелось, чтобы его мальчик радовался подвигам сильных людей, как некогда он сам радовался, глядя на героев “Детей капитана Гранта” и “Пиратов XX века”. В качестве напоминания о мужественных капитанах Кавун даже попросил Владимира Машкова промурлыкать песенку “Жил отважный капитан” в кульминационной сцене фильма, где на заброшенном заводе “пиранья” мочит пару десятков людей Прохора (кстати, в отличие от злодеев минувших дней, современные как-то очень вяло оказывают сопротивление). Иными словами, Кавун не скрывает, что его главная цель – потрафить подросткам, которые, как известно, во всем мире являются главными потребителями зрелищного кино.
Кино как развлечение – в этом нет ничего плохого. Хороший боевик, действительно, нацелен развлекать, однако, это не отменяет его качественных составляющих.
Одна из принципиальных особенностей боевика – мужественный герой. Машков смотрится вполне пристойно в роли русского Ван Дамма (как только Прохор устраивает охоту на своих пленных, фильм невольно начинает смахивать на “Трудную мишень”). У него красивое накачанное тело, хорошие реакции, органичное умение шутить в трудных ситуациях (его коронная фраза “это нормально!” звучит всякий раз, когда ситуация кажется совершенно безвыходной). Наконец, нетрудно поверить, что его любят женщины – черта немаловажная для ореола мужественности. К тому же сам актер, воодушевленный проектом, взялся выполнять трюки самостоятельно и оттого выглядит на экране еще более собранным и осторожным. Короче, Владимир Машков – грамотный выбор продюсеров фильма (кандидатура актера возникла еще тогда, когда режиссер Андрей Кавун и понятия не имел, что будет снимать фильм по роману Александра Бушкова).
Но вот незадача – жанр боевика предполагает, что герой, несмотря ни на что, преодолеет сложнейшие препятствия, которые подкидывают ему судьба и противники. И чем ближе к финалу, тем этих препятствий больше, тем труднее их проходить (ведь герой должен быть еще и живым человеком, а значит, уставать, терять кровь и силы). Чем больше человеческого (а не суперменского) в герое, тем больше он вызывает симпатию зрителей. Однако, в “Охоте на пиранью” неожиданно действует обратный принцип: чем ближе к финалу, тем легче герою Машкова. В конце концов боец из реалистического экшена (каким представлялся фильм в его первой половине) начинает походить на персонажа игры DOOM – стреляет себе по противникам, укладывает их пачками, и никакой опасности и напряжения.
Кажется, что постановщик фильма вообще не верит, что может сделать хороший боевик. Потому, не мудрствуя лукаво, убирает за кадр целый ряд принципиальных сцен. К примеру, в фильме есть эпизод женского боя, в котором героиня Светланы Антоновой должна бы погибнуть, ибо, в отличии нее, ее противница умеет обращаться с ножом. Но происходит закадровое чудо – злодейка напарывается на нож героини, случайно споткнувшись! Абсурд да и только. Как не менее абсурдно финальное спасение девушки из горящего дома: связанная героиня Антоновой, оказывается, смогла забраться в подвал и переждать там пожар – вы в это верите?
В оправдание режиссер Кавун скажет, что именно он убедил Евгения Миронова перекраситься в блондина, дабы тот приобрел более маниакальный вид и выглядел достойным противником темноволосого героя Машкова. На типажном уровне персонаж Миронова, действительно, оппонирует герою Машкова, однако, смотреть, как он сражается с “пираньей” на саблях на крыше идущего поезда без слез невозможно. Уж больно неряшлива работа компьютерщиков, призванная показать движущийся фон, равно как и неизобретательна работа постановщика боя.
Анжелика Артюх
“Панорама TV”