Каннский фестиваль любит скандалы, но, полагаю, не такие постыдные. Целых два часа переполненный зал не верил своим глазам, наблюдая на экране нечто под названием “Маргерита и Жюльен”, тоже претендующее на Золотую пальмовую ветвь.
Это как бы историческая и как бы любовная драма, действие которой разворачивается как бы в XVII веке (в 1603 году влюбились друг в друга и были казнены реальные брат и сестра де Равале), но с автомобилями и вертолетами, конями и повозками, джинсами, свитерами и даже радио, т.е. как бы вне времени и, возможно, пространства. Но скандал назревает не из-за темы инцеста – здесь совсем нет ханжей, и зал готов сочувствовать влюбленным любых оттенков. Скандален уровень фильма Валери Донзелли, чей режиссерский дебют “Объявление войны” в Канне 2011 года был принят весьма благосклонно.
Мы наблюдаем влюбленных с раннего детства – от братик и сестрички до людей неопределенного возраста без индивидуальности и обаяния. Кастинг провальный: два часа помаявшись, не вспомнишь ни одного лица. Но режиссер вдохновляется историей Ромео и Джульетты – правда, оба из одной уважаемой семьи, но есть даже кормилица, которая разносит тайные письма влюбленных, – впрочем, ее под хохот зала попросту пристрелят. Разоблаченные, герои бегут в Англию, там скитаются почему-то на осле, причем у Джульетты намалеваны грифелем усы, которыми и осла не обманешь. Храбрая эротическая сцена в лесу снята с точки зрения совы на сосне и в эстетике качающихся шарниров из “Солнечного удара”. События комментируются зонгами – почему-то на английском. Беспрерывно звучащая музыка обеспечивает патетику и возвещает, что сейчас случится ужасное. Перед обезглавливанием персонажей запускают подобие “Лунной сонаты”; в момент обезглавливания любимого Джульетта падает замертво из чистой солидарности, так что отрубать голову придется уже трупу. Понятно, пересказ неспособен передать и сотой доли шоковых впечатлений, подаренных этим беспрецедентным фильмом.
Несколько лет назад, когда феминистки обвинили фестиваль в дискриминации женщин-режиссеров, именно Жакоб резонно возразил, что фильмы отбираются по признаку не пола, а качества. Тем не менее, фестиваль сделал сто
ль поспешный разворот в пользу равенства полов, что конкурс заметно просел в качестве. Поизумлявшись уровню фильма-открытия француженки Эмманюэль Берко, выдержав испытание фильмом француженки Майвенн, публика теперь чувствует себя добитой этим невероятным опусом француженки Валери Донзелли. Патриотизм прекрасная штука, а французские женщины действительно неотразимы – но, как на данный момент выяснилось, вдали от режиссерского кресла.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ.