Из Москвы в Ярославль прошел международный фестиваль анимации «Крок»
С 30 сентября по 8 октября 2016 года состоялся ХXIII Международный фестиваль анимационных фильмов «Крок», который открылся в Москве, а завершился в Ярославле: это единственный в мире смотр, проходящий на борту теплохода. Он особо любим мультипликаторами всего мира за особую дружескую атмосферу, зашкаливающую креативность, дух интернациональной дружбы. История у фестиваля тоже особая: с 1989 года «Крок» проводился поочередно в России и Украине усилиями двух стран. На Украине по Днепру и Черному морю плавали опытные режиссеры, а во Волге шли студенты и дебютанты. После государственного переворота на Украине в 2014 г. существование фестиваля было под вопросом, но он выжил, обретя постоянную прописку в России. Сейчас учредителями «Крока» выступают Министерство культуры РФ и Союз кинематографистов России, генеральным партнером – Ассоциация анимационного кино России.
«Крок» кажется непотопляемым: настолько сильно его любят и ждут, с такой огромной самоотдачей и радостью его проводят. Патриарх мировой анимации, почетный президент «Крока» Юрий Борисович Норштейн редко выбирается из своей мастерской, почти не ездит по фестивалям, но на «Крок» выезжает всегда, и активно включается в работу смотра. В каждом городе на пути следования фестивального теплохода традиционного прошли творческие встречи с детьми и студентами творческих ВУЗов, состоялись незабываемые концерты, которые провели авторы песен «Смешариков» Марина Ланда и Сергей Васильев, бард Александр Пинегин, актрисы Лариса Брохман и Светлана Харлап, музыкант Иван Жук, режиссеры Юрий Норштейн, Андрей Хржановский, Наталия Дабижа и многие другие. Неслучайно теплоход остановился в Ярославле на целых три дня: пока участники – молодые режиссеры – наслаждались прогулками и посещениями музеев, деятели анимации посетили с мероприятиями Тутаев, Гаврилов-Ям, пос. Семибратово, Данилов.
Кинозал, расположенный на верхней палубе парохода, во время стоянок не пустовал: в нем прошли сеансы мировой анимации для семейного просмотра. Жители Твери, Углича, Мышкина, Череповца, Костромы, Плеса и Ярославля вместе со своими детьми смогли посмотреть новые зарубежные мультфильмы, созданные молодыми авторами со всего света.
Проходящий на корабле фестиваль несправедливо обрел репутацию некого закрытого мероприятия строго «для своих», потому что каждый гость и участник живет по своей программе. Конкурсанты с большим интересом смотрят фильмы, активно посещают мастер-классы членов жюри, становятся главными героями увлекательных обсуждений, знакомятся с коллегами, участвуют в зажигательных капустниках, делятся опытом и обогащаются яркими впечатлениями от посещения малых городов России. Многие из режиссеров не догадываются, что во время их прогулок активная, невидимая им «кроковская» деятельность кипит как в городе, так и на теплоходе.
Особо на нынешнем «Кроке» отметили юбилей старейшей анимационной студии страны «Союзмультфильм»: этому событию были посвящены как и дружеские посиделки мультипликаторов на борту, так и душевные мероприятия для простой публики. Праздник оказался омрачен тяжелой утратой: 11 сентября, когда подготовка к смотру шла полным ходом, скончался один из его со-президентов Эдуард Назаров. Для анимационного сообщества он был не просто выдающимся режиссером, автором мультиков «Жил-был пес», «Путешествие муравья», «Мартынко», но и мудрым учителем, надежным товарищем, веселым и добрым другом. В память о выдающемся художнике состоялось несколько трогательных мероприятий для поклонников его таланта и для профессионалов области.
Насыщенная программа мероприятий и показов послужила дополнением к «основному блюду» – конкурсу студенческих и дебютных мультфильмов. Небольшая продолжительность фильмов позволяет показать очень много работ: в этом году на призы претендовало 139 мультфильмов из 42 стран. Весьма достойно и объемно на смотре, как обычно, были представлены Россия и Франция.
Нынешний фестиваль – «молодежный», он зачастую оказывается интереснее «взрослого»: именно фильмы начинающих деятелей анимационного кино отражают ключевые тренды современного искусства, раскрывают весь спектр новых течений и задают тон кинопроцессу. Член селекционной комиссии, художественный руководитель студии «Союзмультфильм» Михаил Алдашин отмечает: «Я люблю молодежный “Крок” именно за непредсказуемость, бесстрашие, легкость и свободу, ничем не сдерживаемую фантазию и кипение чувства – в том виде, в каком это дано только молодости».
Леонид Носырев, автор мультфильмов «Антошка», «Рыжий, рыжий, конопатый», «Волшебное кольцо» и других – сторожил фестиваля, он принимал участие еще в самых первых мультзаплывах в конце 1980-х: «Меня на “Кроке” привлекает то, что можно поплавать на теплоходе, увидеть природу, разные города – это очень вдохновляет. К тому же фестиваль дает возможность увидеть фильмы, сделанные коллегами из других стран. Для художника важно не просто посмотреть, а понять, как именно сделано то или иное произведение: это, конечно, обогащает. Фестиваль дает импульс – каждый уже по-своему это воспринимает и применяет в своей работе. Здесь уже нет рецептов, многое зависит от таланта. Хотя, к слову, мультипликация хороша, когда она короткая Есть то, что меня огорчает на фестивале: я не очень много смотрю фильмов, предпочитаю больше любоваться природой, но все равно успеваю огорчиться. В очередной раз убеждаюсь, насколько мы и наши зарубежные коллеги – разные. Они считают, что снимать для детей – это несерьезно, а в нашем понимании – это самая сложная задача и очень почетная. Мы держимся за свою традицию и культуру, а там этого нет… ».
Действительно, тематически наша мультипликация резко отличается от зарубежной: авторы из зарубежных стран смело окунаются в пучины подсознания, исследует пикантные темы, анализируют аномалии и страхи. Наши режиссеры демонстрируют большую приверженность традиции, стремление снимать мультфильмы в классических техниках, воплощать понятные сюжеты, часто обращаться к детской аудитории, что зарубежными коллегами воспринимается как абсолютный анахронизм. Режиссер мультипликации Екатерина Соколова комментирует это так: «Фильмы у каждой страны разные. Российское кино отличается от французского, корейского, американского… Русские предпочитают рассказывать историю, используют много фольклора, снимают сказки. Мне нравится российская программа нынешнего смотра, сильная на общем фоне мировой анимации, но мне хотелось бы видеть в наших мультфильмах чуть больше смелости и экспериментов».
Действительно, наши мультипликаторы достойно выступили на фестивале: жюри ХXIII Международного фестиваля анимационных фильмов «Крок» присудило ряд призов российским картинам (специально «продавливать» такое решение было некому: в составе жюри был только один русский режиссер – Игорь Ковалев – да и он относится к нашей анимации мягко говоря настороженно). Это говорит о высоком уровне отечественной школы.
Приз имени Тонино Гуэрра за поэзию в кино достался дипломной работе Светланы Разгуляевой «Почему банан огрызается». Ролик: здесь или здесь
Дипломом отмечен Евгений Фадеев за работу «Гамлет. Комедия»
Приз в категории «Дипломная работа» получил ученик Александра Петрова, блестящий мультипликатор и теперь еще и режиссер Дмитрий Иванов за «Осколок».
Особый приз имени Александра Татарского «За высший пилотаж» получила за свою дебютную работу «Кукушка» Дина Великовская.
Михаил Алдашин признается: «Мы отобрали разные фильмы – бессюжетные и нарративные. Чаще всего призы получает все же кино, которое можно понять. Многие пытаются делать ленты для детей, но мало у кого это получается хорошо. И в зарубежном кино, действительно, больше Фрейда, а в российском – традиции».
Член селекционной комиссии, режиссер Алексеев Алексей признался, что просмотр тысячи фильмов дался ему нелегко: «В программе студенческих фильмов есть замечательные работы, не уступающие профессиональным, а иногда и лучше, но хотелось бы пожелать студентам делать фильмы покороче. В этом случае и смотреть интереснее, и шансов попасть в конкурсную программу больше. А призы лучшие фильмы обязательно получат. Рано или поздно».
Гран-при «Крока» достался фильму из Великобритании «Эдмонд», главный герой которого страдает странной похотью: его постоянно тянет съесть того, кто ему симпатичен. Он заглатывает ногу своей любовницы, откусывает ухо лучшему другу, съедает любимую рыбку… На протяжении короткого фильма герой, погружаясь в воспоминания, пытается найти причины своей страсти к пожирательству. Полученный ответ хоть и дает объяснение, но не предлагает выхода.
Герои австралийской ленты «Госпожа Метро» – обыватели, спешащие по своим делам – находят подкидыша, к котором все испытывают лишь отвращение. Отчуждение людей и взаимная ненависть доведена в этой работе до крайнего предела – одобряемого обществом убийства младенца.
Очень повеселила искушенную фестивальную публика просветительская картина из Канады «Клитор», подробно рассказывающая об особенностях этого женского органа и истории его исследования.
О противоречивой и прекрасной женской натуре – подробно, в точных деталях, известных только женщинам – рассказала бельгийка Клоэ Алье в фильме «Во всем многообразии». Изюминка картины – в неожиданном финале: «Я люблю женщин, несмотря на то, что я сама – женщина». Оказывается лента была создана в защиту прав лесбиянок.
Есть среди зарубежных работ и те, которые сняты в классической манере, построены не на эпатаже и эксперименте, а на выверенной драматургии, ярких характерах, выразительных жестах. Таков проигнорированный жюри французско-бельгийский дебют «Поезд жизни». На затерянной в захолустье железнодорожной платформе опаздывающий поезд ждут незнакомые друг с другом Пес, Цапля и Лошадь. Пес раздражен, Цапля нервничает, а у Лошадки есть журнал и печенье. Каждый, казалось бы, погружен в себя, но, не произнося ни слова, они успевают подружиться. Антропоморфные животные обладают яркими характерами и своими линиями поведения, что помогает авторам в рамках короткой истории поиронизировать над человеческими привычками и стереотипами. (Фрагмент)
Если говорить не о тематических предпочтениях, а об уровне мастерства, то у молодых, начинающих деятелей анимационного кино он довольно высок. Председатель жюри фестиваля Игорь Ковалев получил положительные впечатления от своей работы: «Я с большим интересом смотрел фильмы конкурсной программы. Есть очень интересные, очень сильные работы, их уровень просто поражает! Даже удивительно, что это – всего лишь первые работы молодых режиссеров. Что касается впечатлений от фестиваля: “Крок” есть “Крок”. Он непохож ни на какой другой фестиваль – не только потому, что проходит на корабле. Для меня праздник каждый раз, когда я еду на “Крок”. Просто не помню ни одного другого фестиваля, на котором каждый бы вечер после мастер-классов и показов, проходило такое душевное, веселое общение».
Уютные посиделки на корабле становятся логичным завершением насыщенного фестивального дня. Гости и участники «Крока» на протяжении смотра занимаются получением новых впечатлений и, вместе с тем, самосовершенствованием и обучением. Во время прогулок они наслаждаются созерцанием природы и архитектуры, в паузах между фестивальными мероприятиями делают наброски и обсуждают увиденные фильмы.
Режиссер Иван Максимов, работающий в селекционной комиссии прошлогоднего «Крока», признает, что конкурс фестиваля отражает не тенденции мировой анимации, а предпочтения отборщиков: «Селекционная комиссия отбирает фильмы на свой вкус. Это необъективный отбор: каждый отмечает то, что ему лично нравится. Анимация, вообще, очень субъективна… Поэтому фестиваль важен не конкурсом, и даже не показом фильмов, а тусовкой: это событие, которое запоминается. И “Крок”– дополнительный повод напомнить о России за рубежом, привлечь внимание мультипликаторов со всего мира к нашей стране. Нашим зарубежным коллегам Россия известна тем, что тут живут Александр Петров, Игорь Ковалев, Юрий Норштейн и тем, что тут есть фестиваль “Крок”. Это наш статус за рубежом».
В контру Максимову Игорь Ковалев и Михаил Алдашин советуют отбирать меньше фильмов: это повысит уровень фестиваля и облегчит труд жюри. Конечно, не хочется обижать авторов, отказывая им в участии, но селекция, как и призы – часто оказываются лотереей. Юрий Норштейн вспомнил, как однажды его фильм «Ежик в тумане» не взяли на один фестиваль, как несоответствующий социальной тематике.
Михаил Алдашин поделился восторгом от самого факта появления множества фильмов: «Меня радует, что фильмы появляются. Ведь ничего не предвещает, что нормальные люди будут заниматься этим довольно сумасшедшим делом. Отмечу, что мальчики почти перестали заниматься анимацией, слишком много рисков, нестабильное это дело, рискованное, а девушки – молодцы, бросаются в анимацию». Шутку, в которой, как водится – есть только доля шутки, поддерживает выдающийся мастер мультипликации Юрий Норштейн: «Нормальные люди мультипликацией не занимаются, но пока на баррикадах стоит хотя бы один воин – битва не проиграна».
Слово «Крок» по-украински означает «шаг»: деятели анимационного кино и люди, влюбленные в это искусство, продолжают свой путь. Они делают шаги навстречу друг другу, а вместе – шаг за шагом преодолевают все сложности и невзгоды.
Источник.