Виктор Матизен. Осеннее кино

В Анталии прошел 53-й международный кинофестиваль «Золотой апельсин».

На юге Турции в октябре уже не жарко, но еще не холодно, небо практически безоблачное, солнце мягкое, море теплое и спокойное. Самое благоприятное состояние природы для кинофорума, не уступающее каннскому, венецианскому или, если брать аналоги поближе, сочинскому и анапскому в кинофестивальные дни июня и сентября. Менее комфортно то, что Анталийский фестиваль разбросан по трем удаленным друг от друга площадкам, по два зала на каждой, и в каждом зале с полудня почти синхронно начинаются сеансы – в 12, 15, 18 и 21 час, так что больше четырех картин в сутки при всем желании не посмотришь. Конечно, для обычного зрителя и такое количество практически непосильно, но для критика не предел и шесть просмотров в сутки. Между кинотеатрами и отелями, в которых живут гости и участники фестиваля, снуют арендованные машины и миниавтобусы с водителями в белых рубашках и черных галстуках, но на ожидание и переезды уходит немало времени. Впрочем, проводить фестиваль в мультиплексе, расположенном в торговом центре (других многозальных кинотеатров в Анталии нет), было бы еще менее удобно, так что с некоторым дискомфортом можно смириться.

Весьма немногочисленных представителей российской кинопрессы в этом году поселили в старой части города – Калейчи, в небольшой гостинице (завтрак и ужин включены), из окон которой открывается волшебный вид на море и бухту с высокими скалистыми берегами, полную прогулочных яхт со статуями пиратов и морских чудовищ, да прибрежных ресторанов. При этом в номере их встречало официальное предупреждение властей, что в целях охраны здоровья постояльцам не разрешается приносить с собой продукты, и что в случае обнаружения таковых они будут изъяты и возвращены лишь при выписке из отеля. Поскольку постановление это по очевидным причинам соблюсти нельзя, ни гости, ни обслуга никак на него не реагируют. Между тем подобные распоряжения власть имущих свидетельствуют о том, что Турция не так далека от России, как может показаться после трехчасового перелета из Москвы в Анталию.

%d1%80%d1%83%d1%82%d0%b3%d0%b5%d1%80-%d1%85%d0%b0%d1%83%d1%8d%d1%80-%d0%b2-%d0%b0%d0%bd%d1%82%d0%b0%d0%bb%d0%b8%d0%b8

Питание участников фестиваля более чем изобильно, особенно в пятизвездочных отелях: количество разнообразных супов, мясных и морских блюд, гарниров, салатов, сладостей и напитков (кроме алкогольных) зашкаливает за сотню. При этом вход по сути бесконтролен – как на завтраки и ужины, так и на приемы. Что объясняется, по-видимому, не столько щедростью, сколько тем, что расходы на

Рутгер Хауэр

охрану от халявщиков больше, чем стоимость съестного, которое они могут поглотить. Впрочем, выяснить истину не удалось – те, кто мог ее знать, не знали ни английского, ни русского, ни немецкого, а те, кого она интересовала, не понимали турецкий. Не знала английского и значительная часть фестивальных служащих (не говоря уже о простых анталийцах), с которыми приходилось общаться посредством жестов и мимики. А когда я спросил у нашего сносно владеющего английским распорядителя, учат ли в вообще в турецких школах иностранные языки, последовал ответ: «Учат. Но мало кто выучивается».

%d1%8d%d0%bd%d0%b4%d0%b8-%d0%bc%d0%b0%d0%ba%d0%b4%d0%b0%d1%83%d1%8d%d0%bb%d0%bb-%d1%87%d0%bb%d0%b5%d0%bd-%d0%b6%d1%8e%d1%80%d0%b8-%d0%b0%d0%bd%d1%82%d0%b0%d0%bb%d0%b8%d0%b9%d1%81%d0%ba%d0%be%d0%b3

Открытие и вторая часть закрытия фестиваля в огромном и роскошном зале «Экспо» на три тысячи мест смотрелись странно – не было проекции со сцены на экран (показывались только кадры из неназванных (!) фильмов, причем многие по нескольку раз), и все, кто выходил на подмостки просто терялись на них, в том числе почетная гостья Одри Тату, члены жюри Рутгер Хауэр и Энди Макдауэлл, а также получивший приз за достижения в искусстве Харви Кейтель, одновременно с которым ожидали, но не дождались Жерара Депардье – он в своем излюбленном стиле в последний момент «кинул» организаторов, сообщив, что приедет в следующий раз.

%d0%be%d0%b4%d1%80%d0%b8-%d1%82%d0%b0%d1%82%d1%83-%d0%b2-%d0%b0%d0%bd%d1%82%d0%b0%d0%bb%d0%b8%d0%b8Но все огрехи искупила первая часть закрытия, состоявшаяся в только что сданном в эксплуатацию архитектурном

комплексе (нечто вроде турецкого Лас-Вегаса вблизи Анталии), и сопровождавшаяся феерическим свето-водо-огне-звуковым представлением – под музыку били вращающиеся фонтаны, лазерные лучи выписывали фигуры на водяных завесах, а из газовых труб вырывались языки пламени. На должном уровне была и проекция – камера захватывала в поле зрения и сцену с появлявшимися на ней ведущими, вручающими и награждаемыми, и проекционный экран, благодаря чему возникал эффект умножения изображений – за стоящим на под мостках было видно его увеличенное раза в три изображение на экране, как бы за ним – часть увеличенного в девять раз изображения, а остаток экранного полотна покрывала часть двадцатисемикратно увеличенной фигуры.

%d1%85%d0%b0%d1%80%d0%b2%d0%b8-%d0%ba%d0%b5%d0%b9%d1%82%d0%b5%d0%bb%d1%8c-%d0%bf%d0%be%d0%bb%d1%83%d1%87%d0%b0%d0%b5%d1%82-%d0%bf%d1%80%d0%b8%d0%b7-%d0%b2-%d0%b0%d0%bd%d1%82%d0%b0%d0%bb%d0%b8%d0%b8

Харви Кейтель с призом

Международный полнометражный конкурс насчитывал десять фильмов:

• «Командный дух» Кристофа Барратье (Франция) – нечто вроде «производственной» драмы, героями которой являются биржевые игроки, служащие в одной брокерской компании, а мутноватое для незнакомых с биржевым делом зрителей действие происходит во время банковского кризиса;

• «Пыль» Гезде Курал (Турция-Афганистан) – рассказ о молодой женщине, родители которой некогда бежали из Афганистана в Турцию, и которая после их смерти отправляется в их родные места, где тщетно пытается узнать у загадочных родственников семейные тайны;

• «Последняя семья» Яна Матушиньского (Польша) – странный фильм об известном художнике, мастере сюрреалистического хоррора Здиславе Бексиньском (1929-2005) и его семействе, к концу которого все умирают, и в котором практически ничего не говорится о творчестве главного героя и даже не показываются толком его картины;

• «Слава» Кристины Грозевой и Петара Валчанова (Болгария) – сардонический сюжет о мелком железнодорожном служащем, который сдает в полицию найденную им крупную сумму денег, за что его награждают часами от имени министр транспорта, предварительно сняв с него старые отцовские часы «Слава», а усилия вернуть дорогую сердцу вещь едва не разрушают его жизнь;

%d0%be%d1%82%d0%ba%d1%80%d1%8b%d1%82%d0%b0%d1%8f-%d0%b4%d0%b2%d0%b5%d1%80%d1%8c• «Открытая дверь» Марины Сересески (Испания) – хорошо смонтированная и умело играющая на чувствах сентиментальная история о трех проститутках, опекающих русскую девочку, которая осталась без матери (картина заслуженно получила приз зрительских симпатий и приз за лучший сценарий);• «Король бельгийцев» Питера Брозенса и Джессики Вудворт (Бельгия-Голландия-Болгария) – комедия, речь в которой идет о бельгийском монархе, в силу форс-мажорных политических обстоятельств вынужденном возвращаться из поездки в Турцию через Балканы;

• «Признания» Роберто Андо (Италия» – драмком, героями которого являются министры финансов восьми стран (в том числе России – в исполнении Алексея Гуськова), а также итальянский монах, встретившиеся в укромном уголке Германии, чтобы обсудить мировой финансовый кризис, но вместо этого вынужденные разбираться в причинах самоубийства пригласившего их французского магната, оставившего вместо предсмертного письма математическую формулу, смысл которой непонятен даже математически образованным зрителям;

• «Чужой дом» Русудана Глурджидзе (Грузия) – перекликающаяся с фильмом Абдрашитова и Миндадзе «Время танцора» и получившая специальный приз жюри лента об оккупантах, поселившихся в доме, из которого вынуждены были бежать хозяева, и столкнувшихся с призраками старой жизни в новом жилье;

• «Соединение 48» Уди Алони (Израиль-Германия-США), который с помощью палестинского рэпера Тамера Нафара (он сыграл сам себя и получил приз за лучшую мужскую роль) не впервые усматривает (справедливо или нет – другое дело) в сионизме расизм;

%d0%bd%d0%b5%d1%80%d0%b5%d1%88%d0%b8%d1%82%d0%b5%d0%bb%d1%8c%d0%bd%d0%be%d1%81%d1%82%d1%8c• «Нерешительность» Есим Устаоглу (Турция-Польша-Франция) – душераздирающая рама, превосходно разыгранная женским дуэтом Фунда Еригит – Еджем Узун, в котором первая играет психотерапевта, а вторая, удостоенная награды за лучшую женскую роль в обоих конкурсах, международном и национальном, – пациентку, затравленную мужем и свекровью. Эта же картина с полным основанием получила приз как лучший фильм интернационального конкурса.

%d0%b3%d0%be%d0%bb%d1%83%d0%b1%d0%be%d0%b9-%d0%b2%d0%b5%d0%bb%d0%be%d1%81%d0%b8%d0%bf%d0%b5%d0%b4Лучшим фильмом национального конкурса был признан «Голубой велосипед» (о велосипеде мечтает юный герой картины) Умита Корекена, который получил также приз за лучший сценарий, конверт с деньгами и миллион (!) бонусных миль от компании «Турецкие авиалинии».

%d0%ba%d1%80%d1%8b%d0%bb%d1%8c%d1%8f-%d0%bc%d0%be%d0%b5%d0%b3%d0%be-%d0%be%d1%82%d1%86%d0%b0А лучшим актером жюри назвало Мендереса Саманджилара за роль в «Крыльях моего отца», оказавшихся на первом месте в зрительском рейтинге.