Ольга Галицкая:
– Очень хорошие врачи и медсестры в парижской больнице боролись до последнего. Он сам и все мы, многочисленные друзья Игоря, верили, что его жажда жить и готовность к испытаниям победят болезнь. Но все оказалось страшнее, быстрее и безжалостнее.
Прощай, дорогой друг, ты навсегда останешься в сердце и памяти многих людей.
Раиса Фомина:
– Сегодня ушёл из жизни мой товарищ Игорь Гуськов. Мы дружили 25 лет. Его жажда жизни, оптимизм, неутомимое любопытство и неутолимая любовь к кино, театру, искусству поражала. Он мог посмотреть 2 спектакля в день, помчаться в другую страну, чтобы увидеть новую работу любимых режиссеров, он никогда не уставал. Много лет назад он уехал во Францию, о которой мечтал, не зная французского языка. Он смог выучить язык, найти друзей, получить социальную квартиру. Казалось, что он всегда жил в Париже, так он его любил и знал.
Он все время искал новые имена талантливых авторов и режиссеров в мировом русском кино, часто узнавал о них раньше всех. Его знания как нигде пригодились на фестивале Voices в Вологде, куда он привёз многих неизвестных до этого молодых режиссёров. Это Игорь нашёл фильм Теснота кабардино-балкарского режиссёра Балагова и рассказал о нем руководству “Двухнедельника режиссеров” в Каннах.
Это Игорь познакомил меня с Митей Черняковым, которого он обожал, это Игорь помог мне первый раз поехать в Канны в 1993 году, это Игорь постоянно держал меня в курсе всех интересных премьер в Париже, Экс-ан-Провансе, Лондоне, Амстердаме, Лионе.
Игорь работал со многими фестивалями, которые искали новые фильмы и имена в России и не только. Двухнедельник режиссеров в Каннах, Таллин, Тегеран, Торонто, Трайбека, Австралийская киноакадемия – все они ценили знания и энтузиазм Игоря.
Так горько сознавать, что Игоря больше нет. Трудно с этой потерей смириться. Ведь ему было всего лишь 50 лет.
Андрей Плахов:
– Печальная весть из Парижа. Умер наш коллега и товарищ Игорь Гуськов.
Ему было всего 50.
Страстный киноман, выучившийся на профессионального киноведа, он покинул Россию как раз в то время, когда его одногодки делали стремительную карьеру и наживали капиталы. Он предпочел жизнь эмигранта в Париже – бедную, без стабильных заработков, но это был его выбор – свобода и культура. Игорь купался в богемной атмосфере, не было, кажется, ни одного заметного кино-театрального события, которое он пропустил. Помню, я пришел на дефиле Ива Сен-Лорана, где мне предстояло встретиться с Катрин Денев. Первый человек, которого я увидел на этом снобском сборище, был Игорь; почувствовав мою нерешительность, он буквально подтолкнул меня к Катрин и нас сфотографировал.
Да что Париж: и он ему стал тесен. Игорь носился по всей Европе по маршрутам лучших театральных и оперных постановок. Накопленный опыт и знания помогли ему найти себя в роли фестивального куратора – он делал фестиваль Voices в Вологде, работал отборщиком для питерского «Послания к человеку», таллинского «Black Nights», каннского «Двухнедельника режиссеров». У него возникли связи с Азиатской киноакадемией, с фестивалем в Торонто. И как раз когда его профессиональная жизнь пошла вгору, на него напала скоротечная онкологическая болезнь. Он сгорел за три-четыре месяца, не прекращая работать и верить в свою звезду.
Светлая память…