«Левиафан» завоевал «Белого слона»

Белый слон

В Доме кино состоялась торжественная церемония вручения премии «Белый слон». Рискну показаться необъективным, поскольку вместе с коллегами стоял у истоков «Белого слона», но это – едва ли не самая объективная премия в нашем кино.

Дело в том, что награду со столь живописным именем присуждают киножурналисты и кинокритики – самые строгие, придирчивые и «насмотренные» люди на свете. А потому в отличие от академиков «Золотого орла», которые часто «ведутся» на известные имена и голосуют, что называется, «на слух», члены Экспертного совета «Белого слона» присуждают награды не за прошлые удачи, не за выслугу лет, а за реальные кинематографические свершения года. Вот почему в списке номинантов не оказалось, например, фильма «Солнечный удар» Никиты Михалкова, который недавно победил на «Золотом орле». На взгляд большинства кинокритиков – а на первом этапе в голосовании приняли участие около 100 человек – это не самая большая удача нашего прославленного режиссера.

Зато 8 номинаций получил фильм Андрея Звягинцева «Левиафан», который стал подлинным триумфатором этого вечера. В общей сложности картина собрала 6 наград. В том числе за лучший фильм, лучшую режиссуру, лучший сценарий, лучшие роли – мужскую (Алексей Серебряков), женскую (Елена Лядова), мужскую второго плана (Роман Мадянов). Режиссер на церемонии присутствовать не смог, но прислал видеообращение из Лос-Анджелеса, где идет подготовка к «Оскару», а «Левиафан», как известно, претендует на эту престижную награду.

Фильм классика нашего кино Алексея Германа, вышедший уже после смерти мастера, получил призы за лучшую операторскую работу (Юрий Клименко) и за лучшую работу художника. Лучшим композитором был назван Алексей Айги, написавший чудесную, как бы вырастающую из ветра и шепота трав музыку к фильму «Испытание». За лучшую женскую роль второго плана была награждена питерская актриса Наталья Суркова, с блеском сыгравшая женщину-мэра в фильме Юрия Быкова «Дурак».

Наконец, лучшей дебютной лентой критики назвали первую работу режиссера Натальи Мещаниновой «Комбинат «Надежда», которая не вышла в прокат из-за нецензурной лексики. Но критики успели посмотреть картину на фестивалях до вступления в силу закона о запрете мата. И оценили, разумеется, не только обсценную лексику, но и социальную остроту и психологическую глубину фильма, который дарит надежду на приход в нашу режиссуру новой генерации талантливых художников.

Леонид Павлючик,
обозреватель «Труда»,
член Экспертного совета премии «Белый слон»

Источник