Лариса Малюкова. Хроника пикирующего фестиваля

За две недели до начала отменен 13-й Московский фестиваль отечественного кино (МФОК) «Московская премьера». Кто за этим стоит? Разбираемся в причинах опрометчивого и как минимум непрофессионального решения.

Хроника событий

8 апреля. Президент МФОК «Московская премьера» Алексей Баталов и худрук и генеральный продюсер фестиваля Вячеслав Шмыров отправляют письмо руководителю департамента культуры правительства Москвы Александру Кибовскому. Авторы письма просят министра встретиться с рабочей группой фестиваля для решения ключевых проблем. Напоминают ему о богатой истории форума: «За 12 лет существования фестиваля в его рамках было показано около 900, преимущественно премьерных, фильмов, на сеансах (в основном благотворительных) побывало около 350 тысяч зрителей. В числе участников и призеров — наиболее значимые представители российского кино разных поколений». Действительно, фестиваль устраивал премьерные показы «Елене» Звягинцева, «Острову» Лунгина, фильмам «Жила-была одна баба» Смирнова, «Русский ковчег» Сокурова, «Шапито-шоу» Сергея Лобана, а также новым работам Соловьева, Сигарева, Серебренникова, Вырыпаева, Садиловой, Прошкина. А еще многим картинам, лишенным кинопроката.

Переписка продолжалась и дальше. А в это время прошли переговоры с площадками: кинотеатр «Космос» (акция раздачи билетов в кино, подготовка программ «Гала-премьеры», «Кино для всей семьи»), киноклуб «Эльдар» (акция раздачи билетов в кино, «Гала-премьеры», «Арт-линия»), киноклуб «Фитиль» (программы «Семь дебютов», секция короткометражных фильмов, работа клуба дебютантов), кинотеатр «Звезда» (ретроспектива «Современная литература и кино: встречи наяву и в онлайне», с трансляцией фильмов и встречами с авторами экранизаций на сайте фестиваля), подготовлена программа «Вторая премьера». Уже началось составление расписания показов и формирование каталогов. Фестиваль 2015 года посвятили 120-летию мирового кинематографа и 90-летию выхода на экран «Броненосца «Потемкина» (запланирован показ фильма с органной импровизацией из произведений Шостаковича, Шнитке, Каравайчука). Достигнуты договоренности с писателями Арабовым, Геласимовым, Ивановым, Прилепиным, Санаевым о творческих встречах.

9 июля. Для департамента культуры сформировано техническое задание фестиваля, включающее в себя: проведение не менее 43 благотворительных сеансов и изготовление не менее 15 тысяч пригласительных билетов.

В июле идут переговоры с первым заместителем руководителя департамента культуры города Москвы Г.В. Лупачевой, ведающей финансовыми вопросами, в ходе которых департамент подтверждает намерение финансировать фестиваль, однако тендер на проведение так и не объявляется.

15 июля. Из письма Вячеслава Шмырова Г.В. Лупачевой: «Пишу Вам в полном недоумении и отчаянии! Непроведение фестиваля этого года фактически означает его смерть!!! Необходима срочная встреча!»

20 июля. Во время встречи Шмырова и Лупачевой подтверждается намерение департамента финансировать фестиваль.

22 июля.  От рядовых сотрудников департамента культуры приходит неофициальная информация о том, что фестиваль финансироваться не будет. Г.В. Лупачева перестает выходить на связь и отвечать на письма.

27 июля. Баталов и Шмыров обращаются с письмом к мэру Москвы: «Просим Вас о немедленном вмешательстве в сложившуюся ситуацию…»

4 августа. Шмыров делает заявление на своей странице в Фэйсбуке, обращаясь к кинематографистам и постоянным зрителям за поддержкой.

7 августа. Департамент назначает рабочее совещание по фестивалю на 8 августа в кабинете Г.В. Лупачевой. Через два часа совещание отменяется. Шмырову обещают назначить новую дату совещания …

11 августа. Сотрудник ГБУК «Московское кино» сообщает Шмырову, что уполномочен департаментом выступить в роли посредника, заверяет, что в ближайшее время департаментом будет объявлен тендер на проведение фестиваля.

24 августа. На имя В.Ю. Шмырова приходит ответ на обращение к мэру. В нем говорится: «В связи со сложившейся экономической ситуацией департамент культуры города Москвы вынужден <…> отказаться от проведения ранее запланированных мероприятий, в том числе фестиваля «Московская премьера».

Любопытно вот что. Отменив известный благотворительный кинофорум, который бесплатно показывал едва ли не все премьеры сезона, на те же сроки планируют проведение другого фестиваля. Его возглавляет депутат Московской городской думы, председатель комиссии по культуре, член политсовета Московской организации партии «Единая Россия» Евгений Герасимов. Он не очень доволен российскими фильмами, которые «все чаще и чаще несут в себе слишком суровое отражение реальности». Ему бы хотелось, «чтобы позитивное начало все-таки было главным в кино». Под руководством Герасимова в четвертый раз проводится Молодежный фестиваль жизнеутверждающего кино «Будем жить!» С трудом нашла его маловразумительную программу с преобладанием короткометражного кино. Хотя есть и полнометражные «жизнерадостные показы». Например, фильм Арсения Гончукова «Последний год». Это история приговоренного к смерти хирурга-онколога.

А начальник управления по развитию культурных центров департамента товарищ А.О. Бодров рекомендует рабочей группе «Московской премьеры» не возмущаться, а «принять участие в программе Фестиваля жизнеутверждающего кино и на безвозмездной основе включить в программу кинопоказа фильмы из ранее планируемой ими программы».

Ситуация — прямо из «Сказки про царя Салтана», в которой Ткачиха с Поварихой, со сватьей Бабой Бабарихой подменяют и грамоту, и гонца. Теперь зритель, придя в кинотеатр в День Москвы, вполне возможно, увидит «не мышонка, не лягушку, а неведому зверушку».

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Вячеслав ШМЫРОВ, художественный руководитель и продюсер фестиваля:

— Наш фестиваль — «мирный», аполитичный. Да, мы первыми демонстрировали в Москве и «Россию 88», и «Зимний путь» (на что мало кто решался), но благодаря «Московской премьере» впервые были показаны и лунгинский «Остров», и соловьевская «Анна Каренина». И почти все новые фильмы Говорухина, который не раз говорил, что любит наш фестиваль. Потому что у нас умный, разносторонний и интеллигентный зритель! И всегда полные залы…

Выясняется: это не важно. Важно, «кто за тобой стоит». Как тут не вспомнить Маркса: «Бюрократия имеет в своем облада­нии государство, <…> это есть ее частная собственность».

Вот и помощники господина Кибовского или он сам не нашли возможности даже объясниться с организаторами «Московской премьеры». Хотя бы из уважения к Алексею Владимировичу Баталову, который, как и я, 12 лет жизни отдал фестивалю.

Люди с невнятными послужными списками ограничивают свое общение отписками! И за этим уже просматривается тенденция: среди приведенных Кибовским людей практически нет профессионалов, которые хотя бы день проработали в культуре, не говоря уже о кинематографе!

То, что происходит с «Московской премьерой», — не «сложившаяся экономическая ситуация» (тем более что на фестиваль Москва дает невеликие деньги). Это банальный бюджетный передел. Недаром в том же письме чиновник фактически предлагает нам стать филиалом новоявленного Фестиваля жизнеутверждающего кино. Тут возникает каверзный вопрос: за «Московской премьерой» — многолетняя традиция благотворительности; самые социально не защищенные москвичи — студенты, дети, пенсионеры более десятилетия бесплатно посещают качественное российское кино, которое практически не попадает в коммерческий прокат… И это обстоятельство, кстати, очень «греет» Баталова. Скажите, уважаемые чиновники: почему вы на пустом месте политизируете традиционно лояльных к власти людей?

Эльдар РЯЗАНОВ, режиссер:

— Восемь лет подряд все залы киноклуба в сентябре собирали тысячи любителей нового российского кино. Бесплатные просмотры и обсуждения, конкурсы авторских и детских фильмов, встречи с режиссерами и актерами — все это каждый раз доказывало потребность зрителей в нашем кино. А буквально за неделю до начала фестиваля — сообщение о его отмене. И это в то время, когда нас постоянно призывают поддерживать, пропагандировать российское кино! Не нахожу никакого объяснения и оправдания.

Алла СУРИКОВА, режиссер:

— Это важное и красивое мероприятие для москвичей-зрителей и для москвичей-режиссеров! Очень хочу, чтобы фестиваль был, процветал, дарил зрителям и кинематографистам взаимную радость встреч!

Вера СТОРОЖЕВА, режиссер:

—  Жаль зрителей, это было замечательное кинособытие ранней осени…

Андрей ШЕМЯКИН, киновед:

— Мое огромное сочувствие, благодарность многолетним усилиям тех, кто держал такой необходимый форум. Подозреваю, что… место нужно было освободить. Административная революция продолжается.

Елена ГРЕМИНА, режиссер:

— «Московскую премьеру» очень жаль, у меня сказочные воспоминания о том, как вы все организовали, как ломилась публика…Мы с вами!!!

ДРУГОЕ МНЕНИЕ

Александр КИБОВСКИЙ, руководитель департамента культуры Москвы:

— В департамент культуры города Москвы постоянно поступают заявки о финансовой поддержке из городского бюджета тех или иных фестивалей.

Запрашиваются серьезные средства, измеряемые миллионами рублей. Весной поступили сразу две заявки на проведение кинофестивалей в первых числах сентября. Департамент обратился за консультацией в Союз кинематографистов и его московское отделение. В итоге представители профессионального сообщества поддержали фестиваль «Будем жить!», дающий возможность москвичам увидеть молодое российское кино,
а молодым режиссерам показать свои картины широкому зрителю. Департамент с данным решением согласился…

Вопрос, кто конкретно будет получать бюджетные деньги, их распределять и осваивать, — является вторичным. Главное, что
в рамках Дня города праздник кино состоится.

Р.S. Господин Кибовский ссылается на экспертное мнение «профессионального сообщества», не уточняя, что московское отделение СК возглавляет Евгений Герасимов, президент фестиваля «Будем жить!», а председателем СК России является Никита Михалков — сопредседатель Попечительского совета жизнерадостного фестиваля.

Источник.
About admin