СК России отказался поддержать сотрудников Музея кино

Виктор Матизен На заседалище секретариата СК России Наталья Нусинова сказала, что конфликт вышел далеко за пределы Музея, сравнила нынешнюю ситуацию с ситуацией во Французской синематеке в 1968 г. (когда министр культуры Франции Андре Мальро уволил ее директора и основателя Анри Ланглуа, но был вынужден отменить свой приказ из-за общественного возмущения) и возложила надежду на Общественный…

Александр Федоров. Образ России на экране Федеративной республики Германии

Известно, что интерпретации медиатекстов изменчивы и подвержены колебаниям политической конъюнктуры. После пика идеологической конфронтации эпохи сталинизма и маккартизма (1946-1953), когда экранные образы врага были полны взаимным враждебным гротеском, «оттепельный» период середины 1950-х годов – начала 1960-х дал крен в сторону медийного идеологического противостояния с более правдоподобным имиджем потенциального противника. При этом западные и российские ученые…

Александр Федоров. Советские мультфильмы 1949 года на тему «холодной войны»

В наших предыдущих работах [Федоров, 2008; 2011; 2012 и др.] мы не раз обращались к технологии герменевтического анализа медиатекстов [Эко, 1998; 2005; Eco, 1976; Silverblatt, 2001, p.80-81]. На сей раз в качестве примера будут использоваться советские анимационные медиатексты 1949 года на тему «холодной войны». Технология герменевтического анализа советских анимационных медиатекстов второй половины 1940-х годов на…

Александр Федоров. Положительный образ СССР и советских персонажей в американских фильмах 1943-1945 годов

В одной из моих предыдущих работ [Федоров, 2010] был проанализирован в целом негативный образ СССР на западном экране в эпоху идеологической конфронтации (1946-1991). Однако был в истории отношений США и СССР короткий период, когда образ страны Советов и его граждан на американском экране обрел положительный ореол: 1943-1945 годы, когда американцы и русские были союзниками во…

Александр Федоров. Анализ советских антирелигиозных фильмов

Вслед за своими западными коллегами [см., например: Pungente, O’Malley, 1999; Zasepa, 2005 и др.]российские и украинские теологи и священнослужители в последние годы все чаще обращаются к проблемам кино/медиаобразования[Духанин, 2005; Ильяшенко, 2006; Патриарх Кирилл, 2009; Посадский, 2006; Прокофьев, 2006 и др.]. В частности, 3 октября 2012 года в Нижнем Новгороде Монахиня София «представила педагогическому сообществу новое…

Александр Федоров. «Гиперболоид инженера Гарина»: роман и его экранизации

Востребованность того или иного литературного материала для экранизаций зависит, как известно, от многих политических, социокультурных факторов. В этом отношении любопытен сравнительный анализ экранных трактовок популярного романа А.Н.Толстого (1883-1945) «Гиперболоид инженера Гарина» (1927) в медиаобразовательном контексте. Здесь мы снова используем методологию, разработанную У.Эко[Эко, 1998, с.209], А.Силверблэтом [Silverblatt, 2001, p.80-81],Л.Мастерманом [Masterman, 1985], К.Бэзэлгэт [Бэзэлгэт 1995], с опорой…

Александр Федоров. Советские игровые фильмы 1941-1942 годов на военную тему: синхронный ракурс?

В наших предыдущих работах [Федоров, 2008; 2011; 2012 и др.] мы не раз обращались к технологии герменевтического анализа медиатекстов [Эко, 1998; 2005; Eco, 1976; Silverblatt, 2001, p.80-81]. На сей раз в качестве примера будут использоваться медиатексты советских игровых фильмов на военную тему, снятых после нападения Германии на СССР во второй половине 1941 и в 1942…

Александр Федоров. До и после «Ночного портье»: эксплуатация темы нацизма в кинематографе

Долгое время тема нацизма/фашизма в кинематографе подавалась в определенной жанровой палитре – преобладали психологические драмы, приключенческие детективы и триллеры, сатирические или лирические комедии. При этом довольно долго строгие цензурные запреты – как на Западе, так и в СССР – не позволяли создателям фильмов на нацистскую тему превращать такого рода медиатексты в коммерческий продукт, натуралистически акцентирующий…

Люди, нелюди и куклы

Олег СУЛЬКИН Люди, нелюди и куклы В Нью-Йорке начался показ “4” – самого скандального российского фильма “4” – полнометражный дебют 30-летнего режиссера Ильи Хржановского, снятый по сценарию писателя Владимира Сорокина. Фильм получил главные награды на кинофестивалях в Роттердаме и Сиэтле. Смешной, страшный, жестко натуралистичный и местами сюрреальный, он вызывает реакцию шока и отторжения, застревает в…

“Доктора Живаго” украли до премьеры

Белый слон

Вместо рецензии Валерий Кичин Вторая судьба “Доктора Живаго” тоже оказалась трагичной. Фильм украли еще до премьеры Такое случается нечасто: Михаил Козаков, знаменитый режиссер и актер, вдруг позвонил среди бела дня взволнованный до крайности: “Всю ночь не спал – смотрел 11 серий фильма “Доктор Живаго”. Приезжайте, я не могу не рассказать вам об этом”. История фильма Александра…