Прямо на входе в кинотеатр «Иллюзион» вас встречает большой красочный плакат с изображением — нет, не Эйзенштейна, Довженко или Тарковского. Вас встречает… фотография Слободана Милошевича. И напечатанная рядом крупным шрифтом пространная цитата, в которой он, помимо прочего, жителей Украины и Белоруссии называет русскими, распавшиеся республики бывшей Югославии уподобляет прыщам на политической карте Европы, а Запад без обиняков сравнивает с цепной бешеной собакой…
Преодолев легкий ступор, вспоминаешь, что и в Госфильмофонде России, структурным подразделением которого является «Иллюзион», висят точно такие же плакаты. Эти постеры уже вызвали возмущение известных киноведов и кинокритиков, принявших недавно участие в фестивале архивного кино «Белые Столбы». Тогда они написали гендиректору кинохранилища Николаю Бородачеву письмо с просьбой снять со стен эти провокационные печатные изделия, которым не место в такой уважаемой культурной институции, каковой является Госфильмофонд РФ.
Но именитые киноведы ответа на письмо не получили, плакаты с изображением Милошевича, которого, напомним, судили в Гааге за преступления против человечности, остаются, увы, висеть и в главном российском кинохранилище, и в подведомственном ему «Иллюзионе».
Самое интересное, что репертуар «Иллюзиона» при этом едва ли не на 70—80% состоит из фильмов, снятых на том самом проклятом Западе. А среди сокровищ Госфильмофонда РФ, насчитывающих более 60 тысяч единиц хранения, наряду с советской и российской киноклассикой почетное место занимают шедевры американских и европейских режиссеров.
Спрашивается, как можно хранить, реставрировать, пропагандировать западное искусство, чем в числе прочего занимается Госфильмофонд, — и одновременно вывешивать в коридорах плакаты с проклятиями западной цивилизации? Зачем вообще смешивать несуетное архивное дело, которое дышит историей, вечностью, и сиюминутные политические страсти? А уж если руководство киноархива имеет столь одиозные политические взгляды, то, мне кажется, такого рода плакаты лучше все-таки вывешивать у себя в ванных комнатах, а не в государственном учреждении, каковым является Госфильмофонд России.