Сбивчиво о «Сбитых критериях»

Статья Дарьи Митиной «Сбитые критерии добра и зла» (СК-Новости, №2 от 24. 02. 2015) производит очень странное впечатление, — полагает Дмитрий Караваев (ВНИИК). — Большой полутораполосный материал с претенциозным заголовком и явным намерением препарировать большой тематический пласт современных отечественных фильмов о войне («отделить чистых от нечистых») явно несостоятелен – как по глубине выводов, так и по выборке анализируемых фильмов.

Право стать объектами довольно условного разбора (а скорее упоминания) – удостаиваются лишь 3 картины: «В августе 44-го» М. Пташука (2001 г. ), «Брестская крепость» А. Котта (2010) и «Благословите женщину» С. Говорухина (2003). «Сталинград» Ф. Бондарчука, «Операция «Тайфун» П. Амелина и «Истребители» (А. Мурадова – хотя это уже телесериал) упоминаются через запятую – якобы на том основании, что, посмотрев их, автор «не может вспомнить ни одного человеческого образа», а «реплики и диалоги скорее дополняют звуки стрельбы».

Критерии добра и зла сбиты, перемешаны – вот основная пафосная мысль критика («политолога»). Но если у ж автор столь категорична в этом своем утверждении, почему она игнорирует ряд важных для кинопроцесса и имевших немалый общественный резонанс фильмов, гораздо более свежих и актуальных, нежели упомянутые выше картины Пташука и Говорухина?

Неужели уважаемая Дарья Митина не смогла посмотреть дилогию «Предстояние» Никиты Михалкова, где проблема добра и зла на войне — сквозь призму воюющих героев — главная и фундаментальная? А, может быть, она «постеснялась» высказать «от первого лица» несколько критических слов в адрес картины и ее создателя на страницах данного издания? Почему нет ни фразы, ни даже слова о «Своих» Месхиева, «Полумгле» Антонова, «Белом тигре» К. Шахназарова, «Попе» Хотиненко, «Крае» А. Учителя, сериале «Жизнь и судьба» С. Урсуляка?

Получается так: посмотреть (или пересмотреть) не удалось, критиковать успешных и маститых – заробела, а написать нравоучительное эссе всё-таки…. бес попутал!

Добавлю, что в рассуждениях Дарьи Митиной очень много отсылок к классическим советским фильмам о войне — отсылок бесспорных, пафосных равно как и демагогических, банальных и совсем уж удивительных («Ну, скажите, «Женя, Женечка и Катюша» — это про войну? «Баллада о солдате», «Летят журавли», «Восхождение»… — про войну?) Ну, да, герои «Жени, Женечки…» встречают День Победы не у Рейхстага, а на Северном полюсе, Алеша в «Балладе» получает отпуск за покалеченный колхозный трактор, Борис в «Летят журавли» гибнет, опившись паленой водки, а Сотникова в «Восхождении» казнят сатанисты…. Еше одна цитата» «раньше было немыслимым населять фильм про великую войну злодеями по нашу сторону баррикад». Уважаемая политолог: пересмотрите «Солдат» А. Иванова, «Живых и мертвых» А. Столпера, «Тишину» А. Уварова, «Проверку на дорогах» А. Германа, «Иди и смотри» Климова – да и добрый десяток других хрестоматийных и любимых зрителем фильмов, и Вы убедитесь, что населяли – и злодеями, и дезертирами, и предателями, и даже «зверями в человеческом обличье».

Короче говоря. Есть жанр статьи-обзора в газете, которую читают многие профессионалы-кинематографисты. И есть жанр «разговора на вагонной полке» — с неведомым спящим собеседником, под мерный стук колес скорого поезда. Наверное, их не надо путать.

Дмитрий Караваев,
кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник НИИК ВГИК.