С 18 по 23 марта 2015 в Суздале проходил ХХ Открытый российский фестиваль анимационного кино. Юбилейный смотр прошел в рабочей атмосфере, с большим количеством деловых мероприятий, насыщенной программой показов и традиционными неформальными посиделками до утра. Как обычно в Суздале деятели анимационного кино подводили итоги года, строили планы на будущее и заряжались друг от друга энергией и вдохновением.
Юбилей фестиваля не сопровождался пышными празднованиями, вручением подарков или раздачей памятных сувениров: 20-летие смотра отметили лишь ретроспективой фильмов-призеров прошлых лет. Может, это связано с режимом экономии (в этом году бюджет фестиваля урезали на 4 млн. рублей), а, может, с отсутствием необходимости искусственно усиливать чувство праздника. ОРФАК и без того отличается особенно веселой атмосферой. Фестивальная жизнь тут бьет ключом с утра и до поздней ночи.
Главные события – конкурсные показы новых анимационных фильмов – в большей части приходятся на первую половину смотра. К выходным увеличивается доля деловых мероприятий и специальных киносеансов. В прошлом году была восстановлена традиция показа внеконкурсной программы, составленной из работ, которые не прошли селекцию, но были отобраны для демонстрации на большом экране. Постоянно растет количество зарубежных партнеров. В этом году свои фильмы привезли коллеги из Южной Кореи (программа из коллекции Сеульского Международного фестиваля карикатуры и анимации), Японии (коллекция фильмов-призеров Международного Токийского фестиваля), Китая (программа современной китайской анимации от Международной ассоциации культуры и мультимедиа), Литвы (в рамках Форума стран СНГ и Балтии).
Как бы там ни было, конкурс остается наиболее привлекательной частью программы. Конкурсные сеансы в пятницу и субботу прошли в переполненном зале. Людей разных профессий, приезжающих на фестиваль «дикарями», год от года становится все больше. Несмотря на организацию показов самых новых мультфильмов в рамках акций «Открытая премьера» (проводится во время фестиваля), «Мульт-Витамин» и «Эхо Суздальского фестиваля», любители этого вида кино все равно стремятся в Суздаль. Принять участие в мероприятиях, пообщаться с мультипликаторами, надышаться уникальной атмосферой ОРФАК и продуктивно пообщаться в Суздаль приехали не только деятели анимационного кино, но и представители смежных цехов: режиссеры Светлана Дружинина, Андрей Зайцев, Таисия Игуменцева, оператор Анатолий Мукасей, художник арт-группы «Синие носы» Александр Шабуров и многие другие.
Все больше внимания участники смотра уделяют Международному конгрессу «Анимационная индустрия: обучение, технологии, продюсирование, прокат, лицензирование», который прошел в Суздале в шестой раз: доклады специалистов о продвижении семейного контента на YouTube, воркшоп о возможностях участия в Каннском международном кинорынке MipJunior, лекция о краудфандинге прошли при скоплении публики и вызвали искренний интерес.
Год литературы был отмечен на фестивале рядом мероприятий, самым крупным из которых стал круглый стол, посвященный взаимодействию сценаристов с литераторами. Огромный интерес вызвал мастер-класс Алексея Лебедева «Сценарная адаптация литературного произведения», большие ожидания были связаны с анонсированным мастер-классом Александра Митты, но он в очередной раз не смог посетить Суздаль. Заключительным литературным событием стал дружеский вечер, посвященный Всемирному Дню поэзии.
Свое заметное место в программе ОРФАК занял питчинг, который тут называют более понятными словами «Конкурс анимационных проектов».
Главными героями фестиваля остаются конкурсанты и победители. Программа юбилейного Открытого российского фестиваля позволяет не только посмотреть почти все новые фильмы, но и составить впечатление о нынешнем состоянии индустрии и искусства анимации. В прошлом году в соревновании участвовало более ста фильмов, в нынешнем – только 81. Не состоялся смотр полнометражных анимационных фильмов: было подано только три картины, и организаторы приняли решение придержать их до следующего года. В целом конкурс становится компактнее, динамичнее, короче, а попасть в него оказывается все сложнее и престижнее. Очевидно, некоторые фильмы по объективным показателям имели равные шансы оказаться в конкурсе. Так, атмосферный ужастик «Успеть к ужину» Марии Конопатовой (программа «Внеконкурс») приглянулся экспертам чуть меньше работы ее сестры Дарьи «Через тьму» (участник конкурса студенческих фильмов). Из двух работ Екатерины Савиной в конкурс была выбрана одна: своеобразную интерпретацию сказки Перро «Смешные желания» предпочли симпатичной и милой истории для малышей «Р-Р-Р» из «Веселой карусели». Завораживающий, психоделический сюрреалистичный «Супер 8» Рима Шарафутдинова оказался слишком авангардным, и в конкурс отобрали эксцентрическую комедию о безумных и динамичных приключениях охотников и их собачки «Ни пуха, ни пера», сделанную Римом в его любимой «дежкинской» манере. Вне конкурса остались, но были показаны в специальной программе: новая работа Натальи Мирзоян «Мадам и Дева» – искрометная трагикомедия о любовном треугольнике; выразительная комичная интерпретация сказки о Царевне-лягушке «Суженый-ряженый» Маргариты Калининой, лаконичный и эпатажный анекдот «Hard and soft» Андрея Бахурина, несколько весьма удачных эпизодов «Веселой карусели» и др.
Остальные работы были размещены в медиатеке для свободного просмотра на индивидуальных компьютерах: среди прочего, казалось бы, «шлака» оказалось несколько неплохих эпизодов «Веселой карусели» («Тайна старика Тимофея», «Бегемот и компот») и ряд своеобразных и по-своему интересных фильмов («Симметрисити», «Герб города Бобруйска», «Вода» и др.).
Конкурсная программа, собранная после строгой селекции, получилась компактной, совсем небольшой, но при этом все равно не слишком сильной, местами – скучной и затянутой. Основу конкурса составили средние, вполне достойные фильмы, у каждого из которых есть свои большие или маленькие просчеты, недоработки, неудачи. На юбилейном фестивале было много хороших фильмов, но только один не вызвал нареканий ни у кого: «Мы не можем жить без космоса» Константина Бронзита. Главные герои – два неразлучных друга-космонавта. Вся их жизнь расписана по секундам и наполнена упорными тренировками: только так можно приблизиться к воплощению своей мечты. Наконец наступает долгожданный день: вожделенный полет в космос оборачивается трагедией, но она оказывается не в силах разрушить настоящую дружбу. Этот фильм знаменует новый этап творчества Константина Бронзита: мастер коротких и емких комедийных фильмов снял довольно продолжительную для авторской анимации картину и обратился к жанру трагикомедии. Причем комическое в фильме лишь оттеняет образы героев и дополняет основное содержание, которое звучит в высоком тоне истинной драмы. «Мы не можем жить без космоса» – невероятно трогательная, пронзительная картина, не оставляющая никого равнодушным.
Отрыв этого фильма от всех остальных, составляющих крепкую, очень надежную и необходимую основу нашей анимационной индустрии, отразился в цифрах профессионального рейтинга. Бронзит набрал 314 голосов, а занявшее второе место картина «Почему банан огрызается» Светланы Разгуляевой – 155. Понятно, что не только лидерство в голосовании, но главный приз по праву принадлежит Бронзиту, но жюри решило поощрить молодежь: им, вроде как, нужнее. Так надо. Признанный мастер увенчан множеством призов и продолжает их собирать: крайним стал Гран-При фестиваля в Токио, прошедшего одновременно с суздальским смотром. В Суздале Бронзит от жюри в составе Игоря Олейникова, Светланы Филипповой, Михаила Тумели, Алексея Шелыгина под председательством Андрея Хржановского получил Специальный приз «за космическое мастерство».
Второй год подряд основная награда фестиваля присваивается студенческой работе (в прошлом – не вручалось Гран-При, а приз за лучшую режиссуру получил Василий Чирков за «Другие берега»). Понятно, что студенческие работы и дебюты – один из самых интересных и перспективных секторов нашего кино. Тем не менее, именно количественный состав этих программ в этом году оказался очень скромным: всего 13 дебютов и 12 студенческих работ.
Среди дебютантов – много знакомых профессионалам индустрии и любителям анимации имен. Филипп Ярин представил изысканную, поэтическую картину «Дом» о столкновении искусства с бытом. Известный аниматор Евгения Жиркова наконец-то порадовала своей первой режиссерской работой: ее «Летающий мальчик» не лишен некоторых просчетов, но сделан профессионально и искренне.
Екатеринбургская студия «А-фильм» представила своеобразные экранизации сказок народов мира: «Обманщики» Юрия Томилова и «Середина на половину» Александра Рубцова при удивительном, оригинальном и соответствующем содержанию художественном решении страдают одинаковыми болезнями. Закадровый голос буквально дублирует и без того внятно показанное действие. Обойти эту ловушку смогла Дарья Осипова: ее «Плач птицы Урутау» в целом понятен без реплик и строится на выразительном художественном решении и буйной игре красок. «Роман о Лисе» Наталии Суринович – прекрасная иллюстрация к остроумным и точным стихам Вадима Жука по мотивам средневекового эпоса. «Чехов Точка Чайка» Сони Меламуд – оригинальная и успешная интерпретация сложного для экранного воплощения монолога из пьесы «Чайка». Приз в категории дебютов получила Олеся Щукина за трогательную невербальную историю «Слон и велосипед»: главный герой этой городской сказки долго стремился к своей мечте, но вожделенный велосипед оказался ему слишком мал. Доброе сердце и поддержка друга помогли слону преодолеть отчаяние и научиться радоваться тому, что имеешь.
Вчерашние дебютанты перешагивают порог самостоятельной творческой жизни и начинают представлять свои фильмы во взрослой категории «короткометражный фильм», зачастую соревнуясь со своими мастерами. Выпускники Школы-студии «ШАР», разных факультетов ВГИК, Уральской государственной архитектурно-художественной Академии, Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения снимают дебютные фильмы в сотрудничестве с разными студиями. Они делают заказные коммерческие работы, мультфильмы для детей, эпизоды сериалов и свои авторские фильмы. Выпускник «ШАР» Леонид Шмельков на «Союзмультфильме» создал ленту «Очень одинокий петух» – наполненную неожиданными гэгами искрометную пародию на работы своих старших коллег: Ивана Максимова, Алексея Демина, Алексея Алексеева. Его однокашник Антон Дьяков на «Мастер-фильме» насладился творческой свободой и создал медитативный, монохромный 15-минутный фильм «Звездный ослик» об одиночестве, отчаянии и надежде. Вера Мякишева поучаствовала в основном конкурсе с веселой картиной «Как живут котики», навеянной серией открыток Дарьи Булычевой, а Татьяна и Ольга Полиектовы – с ностальгической лентой «Мой дедушка был вишней».
Представители молодого поколения уже заняли свои места в современном кинопроцессе, но совершенно не видно, идут ли им на подмогу подрастающие студенты. На прошлых фестивалях именно они составляли самую бойкую, молодую, активную, пышущую идеями и переполненную любовью к анимации братию. Малочисленный конкурс объясняется не только строгостью селекции: от студентов пришло всего-то чуть больше трех десятков заявок на участие.
Студенты СПбГИКиТ неохотно присылают свои работы на фестиваль, зрители которого могут только догадываться о том, что после ухода Бронзита и Высоцкого система обучения режиссеров анимационного кино там все-таки не развалилась: вопреки тяжелым обстоятельствам, отсутствию финансирования и технической базы они создают внятные, выразительные фильмы. В конкурсе – «Дороже денег» Юлии Лис (мастерская С. Овчарова) и «Через тьму» Дарьи Конопатовой (мастерская В. Ефимова).
Школа-студия «ШАР», которая несколько лет назад заняла место ведущего образовательного центра в сфере анимации, сейчас является в большей степени студией, чем школой.
Анимация для студентов мастерских режиссуры мультимедиа во ВГИКе – лишь один из интересов, возможное направление развития. Их фильмы, созданные в синтезе игрового кино и анимации, только сейчас начали приниматься консервативным сообществом как явления, имеющие отношение к искусству анимации. «На пороге Ильич» Михаила Солошенко только выглядит как странное игровое кино, но сделан, строго говоря, в анимационной технике компьютерной перекладки. Только вместо нарисованных героев и предметов автор использовал фотографии. Понятно, что форма является вторичной: эту картину оценили не только зрители, но и поощрили дипломом киноведы и кинокритики за глубокое содержание, остроумное воплощение, тонкую интонацию в духе Хармса. Классическая мультипликация царствует в мастерской режиссуры анимации: Анастасия Воронина взялась за классическую кукольную технику и блестяще рассказала историю с неожиданным финалом о противостояния петуха и лиса-соблазнителя «О, дарлинг!», Наталья Грофпель в подкамерной перекладке оживила лоскутки, тряпочки, ниточки, из которых вручную соткала узнаваемых малышами и взрослыми героев милой колыбельной «Сказка». Мария Филонец в рисованной анимации с элементами перекладки воплотила рассказ В. Шукшина «Чудик». Еще восемь студенческих фильмов было показано в Суздале в рамках внеконкурсной программы. Студенты есть, но их отличает малочисленность и какая-то вялость, степенность. Их работам не хватает задора, смелости и потенциала, которые чувствовались в фильмах «Пишто уезжает» Сони Кендель, «Собачья площадка» Леонида Шмелькова, «Ожидая» Веры Мякишевой, «Крутой Джо» Антона Королюка, «Посмотрите вверх» Светланы Подьячевой и многих других «прорывных» работ прошлых лет.
Среди студентов снова оказались Светлана Разгуляева и Дина Великовская: после окончания ВГИК она пошли учиться в Школу-студию «ШАР». Дина, работавшая в кукольной анимации, захотела освоить технику рисованной мультипликации: она призналась, что настоящий профессионал должен уметь все. Она поучилась, создала достойный, но какой-то скромный и не искрометный фильм «Про маму» и в итоге планирует вернуться к своим любимым куклам. Светлана Разгуляева положила на базу фундаментального ВГИКовского образования творческую методику обучения в мастерских «ШАРа». Ее работа «Почему банан огрызается» стал участником Берлинского Международного фестиваля, получил четыре приза в Суздале (в том числе Гран-При и занял второе место в профессиональном рейтинге) и продолжает шествие по фестивалям. Фильм повествует о человеке, который работал в костюме банана, вел свою скучную, малоинтересную жизнь, пока однажды у него не вырос хвост. Основное содержание работы – пронзительный монолог человека с хвостом о своей нелегкой жизни. В основе лежит комичный материал, но в итоге в фильме достигается высокий драматизм. Визуально «Почему банан огрызается» строится на чередовании лаконичных анимационных зарисовок, иллюстрирующих житейские мучения героя и статичного среднего плана, на котором человек с хвостом исповедуется перед видеокамерой. Монолог обретает пронзительность, психологическую точность и мощную эмоциональность благодаря соединению тонкой работы актера озвучения и точнейшему анимированию мимических черт персонажа.
Среди студентов в конкурсе были и учащиеся зарубежных школ (в конкурс допускаются российские фильмы и картины, созданные за рубежом гражданами РФ) – это фильмы, отражающие нашу культуру и мировоззрение; это работы наших художников вне зависимости от их места пребывания. Риторическим кажется вопрос: вернутся ли молодые специалисты на родину, чтобы стать частью нашей индустрии? Ведь именно они, если верить решению жюри, обладают наибольшими перспективами: приз за лучший дебют достался Олесе Щукиной за «Слон и велосипед» – петербурженке, ученице К. Бронзита и Д. Высоцкого, ныне проходящей обучение во Франции. Лучшим студенческим фильмом стал «Теплый снег» Ирины Эльшански, выпускницы Академии Бецалель. Ирина родилась в Москве, но с 2010 проживает в Израиле. Диплом от жюри «за краткость и изящество» получил фильм «Танец музыки» Кирилла Фесенко, проживающего в Канаде. Победителем профессионального рейтинга пару лет назад с лентой «Снежинка» стала Наталья Чернышева, которая все еще учится во Франции. Мы всех их ждем: в Питере, Москве, Екатеринбурге, хотя и не очень надеемся… Даже в Суздаль на фестиваль приезжают немногие. Может быть, Ирина Эльшански, добравшаяся до Суздаля, примет приглашение Михаила Алдашина и поработает, хотя бы удаленно, на «Союзмультфильме»? Выбор у современных деятелей анимационного кино какой-никакой, а есть. Можно работать на родине, а можно как Мария Филонец, автор студенческого фильма «Чудик», поработать в компании «Toonbox», которая уже перебралась на Кипр. Производство нового сериала «Bone Voyage» происходит на Animaccord (Cyprus) Limited Production, а режиссер проекта Сергей Гордеев живет в Праге. Алексей Будовский, автор фильма «Ту-Ту!», как и Хихис (участник прошлогоднего конкурса) тоже давно покинули Россию…
На родине продолжают работать, преподавать и творить свои фильмы опытные мастера, но без сопутствующего задора и эмоциональной поддержки молодежи им как-то тяжко и невесело. Мастера в основном работают без полета, без искрометности: ровно, степенно, спокойно, в соответствии со статусом. Вдохновляющая, тонкая, изящная картина Алексея Демина «Андрей Хижина и его горе» страдает от какого-то фундаментального изъяна: кажется, слабой составляющей фильма является сомнительного качества литературная основа. «Купава» Оксаны Черкасовой – тонкая, эмоциональная, чувственная работа, но со слабой драматургией, неубедительным развитием характера героини. Опытный мастер, к сожалению, не смогла открыть новую грань своего таланта, поразить коллег и тронуть зрителей. «Букашка, у которой не было имени» – прекрасная история от Дмитрия Высоцкого и Андрея Сикорского, но задачи детского кино явно не позволили развить кинопроизведение, которое осталось лишь симпатичной зарисовкой. «Курица» Васико Бедошвили – точная, выразительная трагикомедия с прекрасно разработанными характерами, но банальным сюжетом.
Отрадно, что Александр Свирский продолжает развивать свой визуальный язык, максимально использующий природу анимации с ее возможностями динамичных превращений. В «Муравьиных песнях» помимо прочего он даже пытается, хотя и не совсем успешно, внятно рассказать историю. Тонкая и наполненная аллюзиями на живописные шедевры картина Екатерины Соколовой «Волк Вася» страдает от ряда недочетов: отличные эпизоды и задумки с трудом склеиваются в единое повествование. В конкурсе было много достойных работ, но только одна дала публике ощущение настоящего творческого полета. Думается, космическое мастерство Константина Бронзита вполне тянет на Гран-При, но призы – всегда лотерея. При этом для членов анимационного сообщества награды никакого другого фестиваля не имеют столь большого значения как «Девочка с Гусем» из Суздаля. На международных форумах просто участие уже является большой радостью, а тут почти каждому очень хочется получить награду, потому что это – признание коллег на своем, родном фестивале.
С этого года у деятелей анимационного кино появилась еще одна возможность обратить на себя внимание, назвать лучших в профессии и порадоваться за соратников – национальная анимационная премия «Икар». 8 апреля 2015 в Доме кино будут названы первые обладатели профессиональных кинематографических призов за достижения в области анимационного кино. Хочется верить, что теперь трофеев, добрых слов, поощрений и поддержки хватит на всех достойных, лишь бы нам и через несколько лет все еще было кого награждать за развитие российского производства и отечественного искусства.