На фестивале австрийского кино – четыре удивительных фильма с родины Фрейда. Три картины прямо напоминают о нём, выбирая национальное достояние – психоанализ – объектом остроумных шуток. Хоррор-комедия «Вампир на кушетке» отправляет в уютный кабинет психоаналитика влюбленного носферату; комедия нравов «Супер-эго» меняет с помощью психоанализа и жизнь, и личность простого мелкого мошенника; драматическая комедия «Вечная жизнь», один из главных европейских арт-хитов этой весны, устраивает психоаналитические сеансы горе-самоубийце. Особняком – грандиозная документальная сага «Великий музей», живое путешествие по волнам культуры, памяти и современности.
О программе «Смерть рабочего»:
В 2005 году австрийский режиссер Михаэль Главоггер констатировал смерть рабочего, сняв фильм с одноименным названием.
Несколькими веками раньше, рабочий был не просто жив и здоров, но и стал центром человеческой вселенной. Его называли пролетариатом, который боролся с капиталистической эксплуатацией, он становился то победителем, то поверженным, ему посвящали стихи и песни, фильмы и книги. Казалось, рабочий будет жить вечно. И вдруг его не стало. Или почти не стало. Он тихо ушел с авансцены – сначала на задний план, а потом и совсем. Даже слова «рабочий» уже не знают молодые и сильные в некоторых странах, где нет труда в том давнем и привычном марксистском понимании, или в изложении Адама Смита и Сен-Симона.
Любопытно, что именно документалистам удалось нащупать слабеющий пульс целой эпохи и, встав на место врачей, отважиться громко сказать: рабочего класса больше нет.
Этот уход сегодня фиксируют российские режиссеры.
О появлении нового мира без рабочих рассказывают австрийские режиссеры.
Очень важно оказаться на сломе эпох. Хотя и больно.
Премьеры
ВАМПИР НА КУШЕТКЕ / DER VAMPIR AUF DER COUCH
Страны: Австрия, Швейцария
Год: 2014
Режиссер: Дэвид Рюм
Жанр: комедия
Вена, 1932 год – добрые старые времена, еще не омраченные коричневой чумой, хрупкий, почти сказочный город, где все – от людей до пирожных – милы и прекрасны, и даже зло олицетворяет эффектная супружеская пара вампиров. За несколько столетий граф Геза фон Кёзнём изрядно устал от своей своенравной женушки – она любит обернуться зверем и поохотиться на человеческую дичь, вечно ревнует и постоянно капризничает из-за своей неспособности отражаться в зеркалах. Граф же предпочитает «донорскую» кровь, поставляемую верным слугой, дикие выходки давно претят ему, оттого кабинет психоаналитика и стал его любимым местом отдыха. Но жажда жизни возвращается, когда на одном из сеансов взгляд графа падает на портрет прекрасной девушки: в ней он узнает черты своей первой возлюбленной, сгинувшей много веков назад. Но это свежая работа: Люси живет по-соседству, работает официанткой в близлежащем кафе и переживает бурный роман с молодым нищим художником. Как сложится этот причудливый любовный многоугольник?
Вампирская комедия подкупает удивительной для XXI века старомодной легкостью. Фильм снят так, будто никаких мировых войн и кризисов еще не было, самая горячая тема – идеи доктора Фрейда, и даже детей ночи бояться глупо: хороших людей их укус отправляет не в адскую геенну, а в полет под луной. В роли графа зрители фестиваля узнают звезду австрийского кино, зловещего и элегантного Тобиаса Моретти: в «Вечной жизни» он играет коварного шефа полиции.
ВЕЛИКИЙ МУЗЕЙ / DAS GROSSE MUSEUM
Страна: Австрия
Год: 2014
Режиссер: Йоханнес Хольцхаузен
Жанр: документальный
Музей истории искусств – одна из главных достопримечательностей Вены. Построен по приказу императора Франца Иосифа I, официально основан в 1889-м, открыт в 1891 году, владеет сотнями живописных шедевров, входит в десятку важнейших музеев мира. Чтобы попасть в его галереи, достаточно приехать в Вену и купить билет, но фильм предлагает гораздо более необычное путешествие – в пространства, спрятанные от досужих глаз: картины висят на стенах не просто так, за неколебимым спокойствием памятника истории и культуры – ежедневный труд самых разных людей, кропотливая, вдумчивая и иногда курьезная работа…
Мировая премьера «Великого музея» прошла на Берлинском фестивале 2014 года, за три месяца до каннской премьеры нашумевшей «Национальной галереи» Фредерика Уайзмана, снятой в Лондоне: австрийский документалист Хольцхаузен обогнал почтенного американского фильммейкера. Два года, проведенные съёмочной группой в музее, вылились в дотошный, полный удивительных деталей фильм. Серьезность предмета исследования уживается с легкой, не лишенной юмора интонацией: никакой пыли веков, наше время и наша жизнь.
НАГРАДЫ И ФЕСТИВАЛИ:
Берлинский кинофестиваль – приз Caligari
Фестиваль австрийских фильмов «Диагональ» – лучшая операторская работа
Номинация на австрийскую кинопремию – лучший документальный фильм
ВЕЧНАЯ ЖИЗНЬ / DAS EWIGE LEBEN
Страна: Австрия
Год: 2015
Режиссер: Вольфганг Мернбергер
Жанры: комедия, драма, триллер
Бреннер, бывший полицейский, потратил годы на собственное дело – получается, зря: доходов – никаких, сбережений – ноль, попытки взять в банке кредит – тщетны да еще и голова раскалывается от мучительных мигреней. Одна спасительная соломинка – старый родительский дом в Граце. Правда, дом больше похож на разбитое корыто. Но делать нечего, приходится возвращаться на «малую родину», а заодно к былым возлюбленным, друзьям, соседям и скелетам в шкафах. И возвращение это будет непредвиденно опасным…
Эта захватывающая история о том, как старая дружба проверяется на прочность преступлением, совершенным много лет назад, и позабавит, и рассмешит, и напугает. Шаг вправо – комедия под хмельными парами, шаг влево – триллер с огнестрельными ранениями и даже настоящая драма с ностальгическим флером. Режиссер Вольфганг Мернбергер с жанрами поступает как опытный жонглер (несколько лет назад в российском прокате была не менее лихая криминальная комедия «Мясник» ) – и зрительское дыхание перехватывает точь-в-точь как на цирковом представлении.
СУПЕР-ЭГО / ÜBER-ICH UND DU
Страны: Австрия, Германия, Швейцария
Год: 2014
Режиссер: Беньямин Хайзенберг
Жанр: комедия
Ник в бегах: скромный букинист, спекулирующий редкими изданиями, наделал долгов и теперь вынужден скрываться от кредиторов. Пусть со стороны они и выглядят комично – суровая фрау по прозвищу Мать и двое ее нерасторопных подручных – шутить эта банда не будет. Бог знает, как Ника занесло в дом легендарного психиатра Курта Ледига, сделавшего карьеру еще при нацистах и ухитрившегося сохранить авторитет после краха режима, только там парня принимают за сиделку и приставляют следить за стариком. Почему бы и нет, – пройдоха Ник, не раздумывая, ввязывается в авантюру. Однако старик еще полон сил и сам не прочь присмотреть за молодым аферистом, обнаруживая в нем отличный объект для психоаналитического опыта…
«Супер-Эго» – амбициозная копродукция Австрии, Швейцарии и Германии, первый комедийный эксперимент немецкого режиссера Беньямина Хайзенберга, фестивального любимчика, прежде видоизменявшего до неузнаваемости жанры шпионского и криминального триллера («Спящий агент», «Грабитель»). В этом фарсе тоже немало странностей: Хайзенберг будто предлагает взглянуть на события с неожиданного ракурса – хотя бы из воздушного шара, парящего над городами и горами, по которым перемещаются герои. Но все новации – не в ущерб теплой истории необычной дружбы, лежащей в основе картины. В нее было бы сложно поверить, если бы не изумительный актерский дуэт – звезды немецкого кино Георга Фридриха и выдающегося французского артиста Андре Вильма.
РАСПИСАНИЕ: Москва: Центр документального кино
22 АПРЕЛЯ 2015, СРЕДА | 26 АПРЕЛЯ 2015, ВОСКРЕСЕНЬЕ |
19:30 Вечная жизнь. Австрия. | 17:00 Супер-Эго. Австрия. |
23 АПРЕЛЯ 2015, ЧЕТВЕРГ | 19:30Грумант. Остров коммунизма. Россия. |
19:00 Смерть рабочего. Австрия. | 27 АПРЕЛЯ 2015, ПОНЕДЕЛЬНИК |
24 АПРЕЛЯ 2015, ПЯТНИЦА | 19:00 Клиника Донаушпиталь. Австрия. |
19:00 Наша мама – герой. СССР. | 28 АПРЕЛЯ 2015, ВТОРНИК |
20:30 Великий музей. Австрия. | 19:00 Последний лимузин. Россия. |
25 АПРЕЛЯ 2015, СУББОТА | |
17:00 Через года. Австрия. | |
20:30 Вампир на кушетке. Австрия. |