Андрей Плахов. Патриотично и без сюрпризов

Объявлена официальная программа 68-го Каннского кинофестиваля, до которого осталось меньше месяца. 

Особенных сюрпризов не преподнесено: Каннский фестиваль придерживается традиций и сохраняет верность своей “номенклатуре”, хотя и частично обновляя ее. На открытии покажут французский фильм, что патриотично и считается хорошим тоном. Качество в данном случае отступает на второй план (редко какое каннское открытие не вызывало волны критики), играют роль совсем другие факторы. Например, впервые в истории фестиваля его открывает фильм, снятый режиссером женского пола — Эмманюэль Берко. Называется он пафосно — “С высоко поднятой головой”, посвящен актуальной теме ювенальной юстиции, а играют в нем известные артисты Бенуа Мажимель, Сара Форестье и даже Катрин Денев, без участия которой не обходится практически ни один Каннский фестиваль вот уже полвека (совсем недавно она сыграла в монодраме “За сигаретами” той же Берко). Художественный директор Тьерри Фремо подчеркивает, что фильм на серьезную социальную тему необычен для светского открытия фестиваля, но организаторы пошли на этот ход, желая “предложить что-то другое”. В этот же день картина выходит на экраны Франции, так что показ на фестивале — часть промоутерской стратегии.

Режиссерские имена, собранные в конкурсной программе, в подавляющем большинстве хорошо знакомы старожилам Каннского фестиваля и уже получали его награды. Это Жак Одьяр (“Dheepan”), Маттео Гарроне (“Сказка сказок”), Тодд Хейнс (“Кэрол”), Хирокадзу Корээда (“Наши маленькие сестры”), Йоргос Лантимос (“Лобстер”), Нанни Моретти (“Моя мать”), Паоло Соррентино (“Молодость”), Гас Ван Сент (“Море деревьев”), Хоу Сяосянь (“Убийца”), Цзя Чжанкэ (“Горы могут отступить”).

Не удивляет и география — разве что слабым присутствием в конкурсе обеих частей американского континента. Зато своими лучшими режиссерами представлены Китай, Тайвань, Япония, а Европа выдвинула на первый план самые заслуженные кинематографии Франции и Италии, потеснив Германию, Испанию и остальных. Из 18 фильмов официальной программы — пять французских, причем ни один, включая еще двух женщин-режиссеров Майвенн Ле Беско и Валери Донзелли, больших неожиданностей не сулит. Их можно ждать разве что от сравнительно молодых, сорокалетних участников конкурса, заинтриговавших своими предыдущими работами: австралийца Джастина Курзеля (“Макбет”) и датчанина Йоакима Триера (“Громче, чем бомбы”). Но самая темная лошадка конкурсной программы — венгр Ласло Немес, чей режиссерский дебют “Сын Саула” отобран в конкурсную программу, единственный из всей Восточной Европы. Отчасти и этот выбор объясняется актуальностью: герой фильма пытается вытащить из адского пламени Освенцима тело мальчика, которого принимает за своего сына.

В другой официальной программе, “Особый взгляд”, все же нашлось место восточноевропейским фильмам. Здесь покажут свои картины два румынских режиссера — Корнелиу Порумбой и Раду Мунтян. Из россиян пока объявлены два участника фестиваля, приглашенные в короткометражную программу киношкол “Синефондасьон”. Это Мария Гуськова (Высшие курсы сценаристов и режиссеров, фильм “Возвращение Эркина”) и Максим Шавкин (Московская школа нового кино, фильм “14 шагов”). Впрочем, еще не объявлены картины, которые войдут в параллельные секции “Неделя критики” и “Двухнедельник режиссеров”; возможны и добавления к официальным программам.

Источник.
About admin