Леонид Павлючик. Добежит ли «Мустанг» до Оскара?

На Сахалине прошел фестиваль «Край света»

В Южно-Сахалинске победой турецкого фильма завершился международный кинофестиваль. Еще одним триумфатором стал российский фильм «Тряпичный Союз». Содержательное, умное кино все реже можно увидеть в российском прокате. За ним порой надо ехать на край света. В буквальном смысле этих слов. Девять часов беспересадочного полета – и ты вместо Москвы оказываешься на далеком, загадочном и прекрасном Сахалине, где вот уже в пятый раз прошел международный кинофестиваль «Край света».

Здесь не показывают дурацкие блокбастеры, идиотские комедии, тупые ужастики. Здесь с утра до ночи – в трех кинотеатрах, а также на огромной площади под открытым небом – демонстрируют достаточно сложное для восприятия авторское кино. В том числе фильмы Нури Бильге Джейлана, Цая Минляна, Корнелиу Порумбою, Мохсена Махмальбафа, Роя Андерссона, Цзя Джанке, Алексея Германа, Стивена Спилберга, и эти работы корифеев современного экрана находят понимание и отклик.

В рамках фестиваля в этом году было показано более 100 фильмов из разных стран. Этот размах вполне сопоставим с масштабом ММКФ, который, скажем прямо, уступает Сахалинскому кинофоруму по активности публики. 35 тысяч зрителей, то есть, примерно каждый шестой из 200-тысячного Южно-Сахалинска, побывали на фестивальных просмотрах. Примерно такое же количество зрителей собирают и фильмы ММКФ, но – в 10 миллионном городе. Почувствуйте, как говорится, разницу…

При этом сахалинские зрители – не просто пассивные потребители хорошего кино. Мало того, что они его активно смотрят, но потом еще и упоенно обсуждают с авторами фильмов на специально оборудованных киноплощадках, приходят на лекции и доклады киноведов, на мастер-классы режиссеров. И проницательности их суждений, точности оценок могут порой позавидовать профессиональные критики. За пять лет своего существования фестиваль разбудил самодеятельность масс, и нынче многие сахалинцы приняли участие в так называемых воркшопах (семинарах), где под руководством опытных московских специалистов всю неделю учились искусству фотографии, навыкам снимать свое собственное кино на мобильный телефон. И в том, что на Сахалине за последние годы появилась небольшая команда кинематографистов-профессионалов, которые живут здесь и хотят снимать фильмы о своем крае, есть заслуга и руководства фестиваля в лице почетного президента фестиваля Аллы Суриковой и его генерального продюсера Алексея Аграновича.

А еще в дни работы фестиваля на Сахалине высадился актерский десант, возглавляемый секретарем Союза кинематографистов Сергеем Новожиловым и директором Гильдии актеров российского кино Валерией Гущиной. Звезды советского и российского экрана, среди которых блистали Наталья Варлей, Аристарх Ливанов, Ирина Муравьева, Ивар Калныньш, Валерий Баринов, Ия Нинидзе, Юрий Чернов, объехали практически все сколько-нибудь значимые города и поселки Сахалинской области и даже добрались до островов Курильской гряды. Оказывается, на Курилах, со времен съемок фильма «Белые росы» в 1983 году, в которых участвовал популярный комедийный актер Михаил Кокшенов, нога кинематографиста не ступала уже более 30 лет. Надо ли говорить, с каким восторгом принимали зрители островов посланцев десятой музы в таком звездном составе!

Но главной фестивальной площадкой стал, конечно, областной центр Южно-Сахалинск, где всю неделю работало жюри фестиваля, возглавляемое выдающимся иранским режиссером Мохсеном Махмальбафом. Более десяти лет назад он уехал из родного Ирана из-за цензуры, которая уродовала его фильмы. В последние годы он снимает в Таджикистане, Индии, Англии, Грузии – везде, где может реализовывать свои авторские, пронизанные стремлением к свободе проекты. Мудрено ли, что и в качестве председателя жюри, в которое входили актеры Анна Чиповская, Данила Козловский, драматург Александр Родионов, филиппинский режиссер Лав Диас, Махмальбаф поддержал кино, в котором присутствует вольнолюбивый дух.

Так, главный приз фестиваля был присужден турецкой картине «Мустанг» – по видимости, заурядной семейной драме, а по сути – злободневной и яркой притче о свободе и насилии. В центре фильма – судьбы пяти юных девушек, которых старшие родственники насильно выдают замуж, с мнением которых не считаются, а по большому счету, и за людей не признают. Одна из юных дев безропотно принимает свой удел, другая сводит счеты с жизнь, а самые юные обитательницы этой домашней тюрьмы восстают против мужского шовинизма, консервативной морали и бегут в Стамбул, где им чудится призрак свободы. Красивая и чувственная, озорная и смелая, эта лента уже была показана в одной из программ в Канне, завоевала Гран-при Одесского МКФ и была выдвинута на днях от Турции на «Оскар». Будем надеяться, что Гран-при Сахалинского кинофорума, а также специальный приз жюри всем пяти актрисам фильма помогут «Мустангу» побороться за вожделенную статуэтку.

Еще одним триумфатором фестиваля стал российский фильм «Тряпичный союз» Михаила Местецкого, уже показанный на «Кинотавре» и завоевавший там приз за лучшую мужскую роль, который разделили между собой сразу четыре актера – Василий Буткевич, Александр Паль, Павел Чинарев, Иван Янковский. В Южно-Сахалинске, при том, что конкурс был очень сильным, на «Тряпичный союз» обрушился просто шквал наград. Помимо уже традиционного приза за лучший актерский состав, фильм также получил приз за режиссуру и приз президента фестиваля Аллы Суриковой.

Это тоже кино о бунтарях и бунте – только нашего, отечественного разлива. Четверо молодых обормотов, называющих себя «Тряпичным Союзом» и являющихся симбиозом арт-группы и политической организации, хотят – ни много, ни мало – изменить мир. Вот только не знают, как это сделать и что они хотят конкретно изменить в не нравящейся им реальности. И потому все их нелепые попытки кончаются крахом. И даже смертью одного из героев. По сути, у Местецкого получилась сатира на молодежное бунтарство, если оно лишено осмысленной цели. Фильм «Тряпичный союз» можно было бы посчитать выпадом против оппозиционного своемыслия, если бы он не был согрет искренней симпатией автора к своим запутавшимся, смешным, очаровательным героям, которые полтора часа экранного времени упорно пытаются прошибить лбом об стену. Стена, конечно, уцелела, но они хотя бы попробовали…

Попробовали создать фестиваль нового типа – с авторским кино, но ориентированным на самую широкую зрительскую аудиторию -– и устроители «Края света». И у них, в отличие от героев фильма Местецкого, к пятому разу все получилось. Хотя поначалу многие со скепсисом относились к самой этой идее. Может, просто, надо не оставлять попыток?

Источник: “Новые Известия”