«Парень с нашего кладбища» — новое слово российского хоррора. В прокат выходит дебютный фильм братьев Чижиковых. Обозреватель “Огонька” размышляет об ироничной игре с низкими жанрами — крайне редкой в нашем кинематографе.
Молодой человек из провинции приезжает в Москву с понятным желанием немного подзаработать. Родственник обещает ему место, но при ближайшем рассмотрении все оказывается не совсем так, как представлялось юноше. Во-первых, работать ему придется не в Москве, то есть, возможно, вокруг тоже она, ибо, как говорит дядя: “Москва большая”, но местность явно не городская. Во-вторых, объектом охраны оказывается не банк или магазин, а кладбище, что тоже случается, но, согласитесь, выглядит немного странно. А в-третьих, предыдущий охранник покинул свой пост уж очень стремительно. Но наш герой серьезно относится к своим обязанностям, а в прежней жизни он научился многим полезным вещам — ставить растяжки и ловушки, запускать сигнальные ракеты, ничего не бояться, идти навстречу опасности и вообще быть смелым, честным и ловким. Но все эти замечательные умения не помогают — ситуация запутывается все больше и больше, и, что бы вы ни подумали в начале картины, финал заставит вас удивиться…
В прокат 3 сентября выходит комедийный хоррор, или иронический триллер, или боевик с мистикой, в общем, дебютный фильм братьев Чижиковых “Парень с нашего кладбища”.
Продюсер компании СТВ Сергей Сельянов очень любит работать с дебютантами, хотя это и не выгодно с финансовой точки зрения — дебюты не окупаются, но он убежден, что первый свой фильм каждый режиссер делает со всей страстью и опытом прожитой к этому времени жизни, поэтому в нем возникает особая энергия. “Дебют — это один раз в жизни бывает”,— говорит Сельянов и добавляет, что, как правило, первый фильм бывает лучшим в режиссерской биографии: “Так случается не всегда, но в очень большом количестве случаев”.В прошлом году Сельянов, будучи членом жюри конкурса студенческих фильмов “Святая Анна”, увидел в программе дипломный фильм выпускника Школы режиссуры ВШЭ Ильи Чижикова “Ушелец”, позвонил автору и предложил ему один сценарий — тоже начинающего автора, Владимира Серышева. Про сценаристов Сельянов говорит, что они встречаются еще реже, чем режиссеры: “Режиссеры есть еще, а сценаристов совсем нет”, но этот оказался “с явным мозгом”. Сценарий Серышева в 2012 году вошел в шорт-лист конкурса журнала “Искусство кино” “Личное дело”, опубликован в двух летних номерах прошлого года — он был довольно длинным. Илья Чижиков сценарий прочел, ему понравилось, но он предложил его сократить и несколько изменить стилистику. И подключил к этому своего старшего брата Антона. Сельянов решил: пусть братья снимают вместе. Тем более что как бренд “братья Чижиковы” звучит хорошо. Илья до Вышки окончил ВГИК, экономический факультет, а Антон по первому образованию программист, потом учился в Литературном институте и тоже во ВГИКе. У братьев разные темпераменты — Илья более активный и энергичный, но вместе им удобно: “Когда у одного кончаются силы, вступает другой”,— объясняет Илья.
Чижиковы сократили сценарий, слегка изменили интонацию, сохранив интригу, добавили усмешки, получился комедийный хоррор, впрочем, есть в фильме элементы и мистического триллера, и боевика. Когда фильм показали на фестивале “Кинотавр” в Сочи, то американский профессор, специалист по российскому кино Владимир Падунов на пресс-конференции назвал фильм “шведским столом жанров”, отметив, что такие фильмы, созданные в кэмповой эстетике, большая редкость в российском кинематографе. На всякий случай поясним: кэмп — это такая “странная пародия”, ироничная игра с низкими жанрами, при которой штампы массового искусства доводятся до абсурда, гротеска. Кэмп, в сущности, жанр вовсе не массовый, но он использует приемы массового искусства, отстраняясь и подсмеиваясь.
Жанровое кино в отечественном производстве имеет свои национальные особенности. Попытки снимать развлекающий и одновременно качественный мейнстрим сталкиваются с тем, что окупаются в прокате только дешевые (то есть малобюджетные) и лобовые комедии с телевизионными звездами, все остальное — даже вошедшие в моду нынче патриотические блокбастеры — оказывается в той или иной степени убыточным. Поэтому теперь продюсеры стараются не тратить много денег, создавая затратные костюмные киноаттракционы, такие как много обещавшие в свое время “Дозоры” или “Черная молния”. Уж тем более в жанре хоррора. Почва кошмаров, страхов, смерти, мистики и прочей темной материи, на которой порой вырастают шедевры в англоязычной, романской или дальневосточной (японской или корейской) культуре, в России очень мало разработана. Если не считать детского фольклора про Черную руку или Красное пятно, который тоже уже выходит из обихода, в отечественной традиции почти нет страшных историй, страх не вытесняется из области реального в фантазии и сказки, с помощью которых его легче пережить. Единственный способ справиться со страхом, принятый в современной российской ментальности, это смех. Поэтому все фильмы, всерьез снятые в жанре хоррора — от “Змеиного источника” Николая Лебедева до “Мертвых дочерей” Павла Руминова,— оказались не слишком удачными.
“Парень с нашего кладбища” довольно ловко лавирует между ужастиком и комедией, пугая и иронизируя, не злоупотребляя сложными построениями, эффектно выруливает на вполне знакомую дорогу бандитского кино. Важно еще одно обстоятельство. Выбор актера на главного героя оказался очень удачным, хотя и, по признанию авторов, почти случайным: Александр Паль был приглашен на роль другого персонажа, но захотел попробоваться в новом для себя положительном амплуа. Режиссеры согласились и не прогадали, Паль сыграл, как они и хотели, классического героя боевика, вроде Рэмбо, но в отечественном изводе, то есть получился у него Данила Багров. Однако нынешний младший “Брат” немыслим без пародийно-иронической интонации. За два десятка лет, которые прошли с появления на экранах последнего народного киногероя, реальность сильно изменилась, одинокий рыцарь лихих 90-х сегодня явно не хозяин жизни. Паль, кажется, в некоторых сценах почти копирует мимику Сергея Бодрова, и тут можно было бы порассуждать о нынешней судьбе социальных идолов, но легкая и увлекательная манера фильма Чижиковых не позволяет перегружать его социальными смыслами, там маячит лишь тень идеи, углубляющая тем не менее объем произведения. Прекраснодушный и весьма положительный персонаж делает все очень правильно, как и следует настоящему герою, но в условиях странно изогнутой реальности его поступки приводят совсем не к тем последствиям, на которые он рассчитывал.
Не все в этом фильме получилось так, как задумано, но кажется, что он снят очень вменяемыми, грамотными, и, что немаловажно, способными к накоплению опыта людьми. То есть, в отличие от большинства авторов арт-кино, выплескивающих в своих дебютах то, что копилось в них годами, и остающихся потом на бобах, верится, что Чижиковы будут, набив руку, ставить увлекательные, но при этом все более качественные фильмы.