Виктор Матизен. Две женщины английского пациента

КАДР ИЗ ФИЛЬМА «ДВЕ ЖЕНЩИНЫ» (текст – “Новые Известия”)
В Гатчине прошел XXI фестиваль «Литература и кино»
Гатчинское жюри во главе с Еленой Цыплаковой присудило Гран-при фестиваля «Литература и кино» «Классу коррекции» Ивана Твердовского-младшего, снятому по одноименной повести Екатерины Мурашовой. Ему же достался приз за лучшую операторскую работу Федора Стручева. Мелодрама Веры Глаголевой «Две женщины» по мотивам пьесы Тургенева «Месяц в деревне» удостоена четырех «Гранатовых браслетов»: за режиссуру, за музыку Сергея Баневича и за две главные роли?– Рейфа Файнса и Анны Астраханцевой. Зрительские симпатии предсказуемо сошлись на другой мелодраме – «Охоте жить» Сергея Никоненко по мотивам рассказов Шукшина.

Не осталось без наград и неигровое кино. Жюри признало лучшим фильм Павла Печенкина «Варлам Шаламов. Опыт юноши», жюри Гильдии киноведов и кинокритиков – «Последнего рыцаря империи» Сергея Дебижева, посвященного судьбе Ивана Солоневича, а читательское жюри – ленту Андрея Осипова «Вождем буду я!» о Валерии Брюсове. Осипов сделал по сути разоблачительный фильм, представив публике антигероя, которого он разглядел в знаменитом поэте и основоположнике символизма, под конец жизни примкнувшем к большевикам и ставшем верховным цензором страны. То есть сыгравшего роль, на которую сейчас претендует Владимир Мединский. Если оставить в покое вождистско-пиаровские способности Валерия Брюсова, которого некогда числили в одном ряду с Блоком, Белым, Мережковским и Гиппиус, и оценить его собственно художественные достижения, то окажется, что до наших дней дожили три-четыре стихотворения, включая «О закрой свои бледные ноги!», «Юноша бледный» и «Филетовые руки на эмалевой стене». Все остальное – пустозвонство, пошлость и чудовищные вирши под конец жизни.

Иван Солоневич – фигура легендарная. Это единственный человек, который дважды пытался бежать из СССР. За первую попытку он получил срок, вторая удалась, после чего за намерение покинуть коммунистический рай стали расстреливать. За границей Солоневич написал книгу «Россия в концлагере», в которой высказал фундаментальную мысль, что большевистский строй – это усиленное повторение крепостного права, охватывающего крестьянство, пролетариат и инженерно-технических работников, для которых в СССР есть два лагерных режима, а разница между классом «вольных» и классом заключенных лишь в том, что первые сидят за одним кольцом колючей проволоки, протянутой по границе страны, а вторые – за двумя.

Шаламов, познавший второй круг ада примерно в те же годы, что и Солоневич (рубеж 20-х и 30-х годов прошлого века), детально описал существовавшую тогда систему коммунистического принуждения к труду, устроенную по принципу «как работаешь, так и ешь». В основе трудового энтузиазма тогдашних зеков низшего класса, воспетого советскими писателями вроде Погодина, лежало то, что позже и в несколько иной связи было названо голодомором.

Но это – заслуга героев картин, заслуга же режиссеров заключается в том, что они увидели героев своего времени не в «строителях социализма», а в двух мыслящих людях, не поддавшихся давлению государственной пропаганды, превратившей десятки миллионов советскоподданных в блаженных идиотов, верящих, что они живут в свободнейшей и благополучнейшей стране мира. И использовали все возможности кинематографа для того, чтобы приблизить их к зрителям.