Василий Миловидов. Вежливая история революции

Группа The Stooges во главе с Игги Попом просуществовала семь бурных лет, выпустила три очень разных альбома, чуть не умерла полным составом от наркотической зависимости и развалилась в 1974 году. За это время она по сути придумала панк-рок и так или иначе повлияла на ряд музыкальных жанров, которых тогда еще даже не существовало. В начале нулевых The Stooges собрались вновь, поехали в тур, записали еще парочку альбомов, начали один за другим умирать от старости и наконец окончательно распались как раз к выходу документального фильма о себе.

Джим Джармуш, кажется, один из самых преданных фанатов The Stooges на земле, снял Игги Попа в двух своих художественных фильмах и на первых же секундах “Gimme Danger” заявляет группу как лучшую в истории рок-музыки. При этом рассказывать ее историю он начинает не с начала, не с конца, а с середины,— и это, пожалуй, один из немногих интересных ходов этого фильма. В довольно длинном прологе Джармуш документирует воспоминания о последнем годе существования The Stooges перед первым большим распадом. Группа сидит в нищете и на игле, несмотря на три альбома все еще не очень известна, часто просто физически не может выступать, а когда выступает, в лучшем случае их забрасывают бутылками, в худшем — колотят.


Отсюда Джармуш прыгает в прошлое — в детство героев и годы формирования группы — и в один из наиболее удачных отрезков фильма с максимальным числом баек, которые мало кто слышал. Дальше все сложнее. The Stooges всегда сильно везло. Им в разное время благоволили и брали под свое крыло менеджеры звукозаписывающих компаний, группа MC5, Джон Кейл, Дэвид Боуи и другие. Не исключено, что именно это везение поспособствовало тому, что сама группа являла собой полный хаос и беспредел. И с этим противоречием Джармуш, к сожалению, не справляется. История The Stooges, безусловно, сама по себе — крайне избитое рок-н-рольное клише: собрались, побуянили, записали несколько основополагающих песен и распались, чтобы через много лет собраться на прощальную гастроль. Нюанс в том, что в данном случае эта история обладает своими уникальными смыслами и колоритом, но Джармуш то ли не хочет, то ли попросту не в состоянии это передать.

Одно из объяснений может заключаться в том, что Джармуш уж точно не самый опытный документалист. Прошлый его опыт в этом жанре случился двадцать лет назад, когда автор документировал тур другого своего героя — Нила Янга. Тогда тоже по большому счету вышло безобразие, но более авторское. “Gimme Danger” — и это как раз изумляет больше всего — следует всем канонам самого банального фильма про рок-группу, так что вместо имени режиссера тут вполне могло значиться “производство телеканала Би-би-си”. И даже порекомендовать этот фильм человеку, который совсем ничего не знает про The Stooges, едва ли было бы хорошей идеей: его он скорее запутает, поскольку Джармуш то и дело неловко вводит новых героев, не проговаривает важные моменты и путается в хронологии. Игги Поп один из самых харизматичных и умных рок-музыкантов на планете, и слушать его можно бесконечно, но одного его присутствия, увы, недостаточно, чтобы история получилась внятной.

Хорошо, если “Gimme Danger” заставит кого-нибудь послушать или переслушать альбомы The Stooges,— и уж точно существование этого фильма никому не принесет вреда. Но, к сожалению, в нем отсутствует заявленная в названии опасность и своим героям — одной из самых влиятельных и буйных групп в истории — он едва ли соответствует

Источник
About redactor