Уж полночь близится, а Германа все нет
Второй отчет о кинопродукции, представленной на 24-м Выборгском кинофестивале «Окно в Европу»
• «Суперплохие», режиссер Суворов Дмитрий, сценарист Дмитрий Суворов, полнометражный игровой конкурс, сокращенно ПИК. Клюквенно-кровавая трэш-комедия a la Тарантино о трех молодых придурках, нечаянно спровоцировавших разборку наркодилерских банд, сюжет которой периодически прыгает назад – и так до самого хэппиэнда, в котором вместо целомудренных поцелуев в диафрагму показывается радостная случка выживших героев со своими телками. Короче говоря, Тарантино для обдолбанных юнцов.
• «Дизлайк», режиссер Павел Руминов, ПИК. Пугалка для недоразвитых пользователей инета, выполненная в форме слэшера (кровавой мясорубки, в которую попадают юнцы, оказавшиеся в уединенном месте). Персонажи – популярные видеоблоггеры, собранные в загородном доме якобы для презентационной дегустации энергетического напитка. Вместо этого им предлагают сыграть в викторину, таинственный ведущий которой поочередно задает каждому вопрос: «Кто тебя заказал?», и убивает его за неправильный ответ. Между тем ответ очевиден: заказал тот из героев, о котором до начала викторины авторы фильма сообщили больше информации, чем о других.
• «Блуждающие», режиссер и сценарист Анна Симакова, программа «Выборгская премьера». На голубом глазу заторможенное моралите про русскую супружескую пару с ребенком, приехавшую на отдых в некое подобие итальянского отеля, куда почти одновременно с ними неведомо зачем вселяется еще один русский. Муж с утра до вечера пишет ученый труд, а скучающая вместе со зрительным залом жена через 20 минут после начала фильма посреди ночи встает с супружеского ложа и просит соседа угостить ее бокалом вина. Еще через полчаса экранного времени он ее целует, и еще через 20 минут с недвусмысленной целью увлекает в близлежащую церковь, которую до этого много раз и явно неспроста брала в кадр камера. Однако вместо пикантной сцены на алтаре зрителям показывают только сына героини, наблюдающего ее через замочную скважину. Далее мальчик на 15 минут выбегает из вида, его папа и любовник мамы с криками носятся по экрану, виновница торжества рыдает и молится, в результате чего невредимый сын обнаруживается за ближайшим углом отеля рядом с садовником, и на вопрос, что он видел в церкви, отвечает: «Дьявола». «В церкви дьявола не бывает» – глубокомысленно говорит тот, и герои мирно разъезжаются. Для кого предназначен фильм, ясно из справки об авторе: «В 2009 году Анна Симакова вместе с командой единомышленников стала основателем частной реабилитационной клиники для пациентов после тяжелых травм и инсультов, которую до сих пор успешно развивает на посту генерального директора».
• «Искушение», режиссер Александр Тютрюмов, ПИК. Грубая имитация «Непристойного предложения» на отечественной почке, мораль которой сводится к констатации: «Что за молодежь пошла!». Оказавшаяся в лесу пара молодоженов натыкается на избушку, в которой живет со своими творениями некий скульптор, который, едва завидев жену, предлагает мужу три миллиона баксов отступных, а ей – молочные реки с кисельными берегами. После недолгих колебаний и взаимных обвинений оба соглашаются, но, поскольку до конца фильма еще 20 минут, за своим баблом приезжают бандиты, и молодоженка незамедлительно переметывается к главарю банды, а молодожена, рассчитывающего выручить за нее те же бабки, постигает заслуженный облом.
• «Дачники», режиссер Александр Вартанов, конкурс «Выборгский счет», гран-при фестиваля дебютов «Движение». Еще более дикая, нежели описанная выше, история про трех отморозков – молодую пару и напавшего на ее женскую половину парня постарше, которого двое остальных связывают, но до поры до времени не убивают, поскольку девица нацелилась на сексуальную жизнь втроем. Между тем старший парень оказывается охоч не только до нее, и насилует ее дружка. И это только цветочки – о ягодках даже говорить не хочется. Любопытно только, что для создания этого бессмысленного и беспощадного опуса режиссер, если верить слухам, продал свою квартиру.
• «Черная вода», режиссер Роман Каримов, ПИК. Два разноутробных брата и подруга одного из них поселяются на заброшенном пароходе, чтобы привести его в порядок, но вокруг и внутри этой компании начинается нечто странное и тревожное, связанное с предысторией парохода, затоном, в котором он стоит, и ближней деревней. Неудачная попытка скрестить социальный фильм, детектив и мистический триллер.
• «Подлец», режиссер Михаил Левитин-младший, ПИК. Нелепый драмком, он же водевиль, поданный как драма. Вор в офицерской форме (Владимир Вдовиченков) проникает в квартиру, где живут вдова полковника (Ольга Остроумова) и его дочь, еще молодая старая дева (Ольга Левитина). Вдова принимает нагрянувшего гостя за жениха дочки и принимает как родного, та все понимает, но некоторое время не подает вида в надежде, что после разоблачения мнимый офицер раскается и предложит ей руку и сердце, но нечастную, как и героя вышеописанного фильма, постигает облом. Мораль: не доверяйте чужим людям, забравшимся в ваш дом без ведома хозяев.
• «Его дочь». Режиссер Татьяна Эверстова, ПИК. Киноиллюстрированные воспоминания взрослой женщины о своем детстве в Якутии, проведенном с бабущкой и дедушкой в отсутствие мамы и в незримом присутствии покойного папы. Не очень скучный и не слишком интересный фильм о приобщении ребенка к природе, роду и национальной мифологии.
• «Птица», режиссер Ксения Баскакова, ПИК. Туберкулезная девочка знакомится с известным рок-музыкантом (Иван Охлобыстин), который лечится в той же больнице от алкоголизма, помогает ему справиться с зависимостью и становится солисткой в его новой группе. Бойкое кино с искусственным разрешением всех наметившихся проблем.
• «Тэли и Толи», режиссер Александр Амиров, главный приз 7-го фестиваля молодого европейского кино «Voices». Слащавая история на избитую тему двух близких сел, вдруг разделенных межгосударственной границей.
• «Вся наша надежда», сценарий и постановка Карена Геворкяна, программа «Мастера». Вернувшись в кино после длительного перерыва, известный армянский режиссер снял фильм о российских щахтерах в стиле «кино.doc», но в игровой жанровой форме остросюжетного социального фильма, которой до него по-разному пользовались Евгений Матвеев к цикле «Любить по-русски», Светлана Баскова в фильме «За Маркса» и Мария Садовска в прошлогодней ленте про борьбу продавщиц польского сетевого универмага со своими экс- и сексплуататорами. Сеанс вызвал такой подъем в зале, что зрители, включая нескольких присутствовавших кинокритиков, поднялись с мест и стоя рукоплескали режиссеру и подлинному шахтеру, весьма выразительно исполнившему роль главного героя.
• «Так сложились звезды». Режиссер и сценарист Сергей Снежкин, программа «Копродукция». Заказной фильм о восхождении Нурсултана Назарбаева к власти, сделанный под надзором заказчиков. В наличии все необходимые мифологические элементы: намек на божественное происхождение героя, символические кадры идущего в гору мальчика, правда-матка на партийном съезде застойных времен и явное моральное превосходство героя над теми, при ком он был на втором плане, сиречь Кунаевым, Горбачевым и Ельциным (тут режиссер не упустил шанса свести счеты с двумя последними). Снято в форме иллюстрированного рассказа Назарбаева английскому писателю (прозрачный намек на то, как якобы делался сам фильм).
• «Пьяная фирма», режиссер Григорий Константинопольский, программа «Гала-премьеры осени». Гомерически смешная черная комедия с моментами жесткой сатиры про безбашенного врача (Михаил Ефремов), придумавшего безотказный метод выведения из запоя. Вместе с «Зоологией» и «Всей нашей надеждой» составляет тройку лучших фильмов фестиваля. В ПИКе рядом с ними ничего и рядом не лежало.