Светлана Хохрякова. Лучшим американским фильмом остается картина 1941-го года

KinoPressa.ru – сайт Гильдии киноведов и кинокритиков России.
фото: ru.wikipedia.org
«МК» выяснил, почему из года в год в топ попадают исключительно старые ленты

«Криминальное чтиво» Тарантино занимает 28 позицию, а «Звездные войны» Джорджа Лукаса — 36-е. Недавние «12 лет рабства» Стива МакКуина – на 99-м месте. В десятке лучших голливудских картин представлены помимо «Гражданина Кейна»: «Крестный отец»-1 и 2 Фрэнсиса Форда Копполы — на 2 и 10 позициях соответственно, «Головокружение» Альфреда Хичкока, «2001 год: Космическая одиссея» Стэнли Кубрика, «Искатели» Джона Форда, «Восход солнца» Фридриха Вильгельма Мурнау (аж 1927 года), «Поющие под дождем» Стенли Донена и Джина Келли, «Психо» того же Хичкока и «Касабланка» Майкла Кертица.

С вопросом о том, почему из год в год (за редким исключением) именно «Гражданин Кейн» занимает лидирующие позиции, и почему все крутится вокруг обоймы одних и тех же фильмов, мы обратились к культурологу Кириллу Разлогову.

-Почему все-таки «Гражданин Кейн»?

– Потому что это великая картина, совершившая переворот в кино в свое время. В этом году она на первых позициях еще и потому, что мир отмечаем 100-летие Орсона Уэллса. Фильмы, входящие в первую десятку и сотню, – общепризнаны, все их знают. Меняется лишь их порядок. По предыдущему опросу на первых позициях неожиданно для многих оказалось «Головокружение» Хичкока, чего раньше не было.

– А фильмы последниего десятилетия никогда не входят в топ.

– Они войдут в него через два десятилетия. Нужно время для оценки. Даже самые знаменитые картины сегодняшнего дня не попадают на первые позиции. Многое в жизни недолговечно. Мы никогда не знаем, что в итоге останется. А за 20 лет появится определенность, произойдет перегруппировка. То, что казалось второстепенным, как в случае с «Головокружением», вдруг оказывается на первых позициях, а то, что считалось первостепенным отойдет на второй, а то и третий план. Тасуются одна и та же колода, и показательно, что из нее исчезает, и что нового в ней появляется. Интересно сравнение с предыдущей сотней. Сразу становится ясно, с какой позиции все это оценивать. Иногда всплывает старая картина, какие-нибудь «Дети райка» Марселя Карне. Был период когда этот фильм считался безнадежно устаревшим. Но стоило появиться моде на театральность в кино, как «Дети райка» вышли из забвения, а в зону затмения попал «Броненосец «Потемкин», к примеру. Такие наблюдения свойственны, как правило, только аналитиками.

– На недавнем Каннском кинофестивале показали ретроспективу Орсона Уэлсса, приуроченную к его столетию. В ней были неравнозначные работы, а что-то даже не выдерживает проверки временем. Тем не менее, удивительно, что фигурирует один его фильм, словно других и нет.

– Потому, что это первый и самый знаменитый фильм Уэлсса. Остальные не тянут на его фоне, даже «Фальстаф» – вторая по знаменитости картина Уэллса. Открытия связаны именно с ним. У Сергея Эйзенштейна самым знаменитым остается «Броненосец «Потемкин», за ним следует «Иван Грозный». Если мы говорим о Довженко, то это «Земля», если о Тарковском, то «Андрей Рублев», как бы нам не нравились другие его картины.

Источник.
About admin