Андрей Плахов. От ретроспективы к перспективе

В Локарно показом фильма Джонатана Демми “Рики и Флэш” открылся 68-й Международный кинофестиваль. В самом начале в рамках конкурсной программы представили картину “Брат Деян” Бакура Бакурадзе, а Марлена Хуциева наградили почетным “Леопардом” за карьеру.

Официальное открытие прошло на Пьяцца Гранде в самом большом открытом кинотеатре Европы, вмещающем 8 тыс. зрителей. Он видел на своем веку многих больших звезд и знаменитых режиссеров. На этот раз специальным призом чествовали Эдварда Нортона, после чего показали фильм “Рики и Флэш” — музыкальную комедию с Мерил Стрип в роли рокерши со стажем, которая спустя много лет, проведенных в вихре богемной жизни, возвращается в давно покинутый ею дом и встречается со своей семьей. Место хозяйки там заняла чернокожая подруга мужа, а взрослые дети героини погружены в свои проблемы, которых особенно много у дочери Рики (ее играет дочь Мерил Стрип — Мэми Гаммер).

Главная аттракция этой стопроцентно развлекательной ленты — образ 65-летней Стрип, как сказано в аннотации, “экстравагантной творческой личности”. Затянутая в кожу и обвешанная хипповыми побрякушками, она дает эдакого Мика Джаггера в юбке (впрочем, юбку, точнее платье, она надевает только в финале). Ее музыкальный диапазон — от крутого рок-н-ролла до нежнейшей лирики. Стрип славится тем, что осваивает любые профессии своих героинь: в свое время она научилась виртуозно играть на скрипке, а сейчас готовится к роли Марии Каллас. Играя Рики, она тоже направляет львиную долю усилий на музыкальную составляющую образа, которая удивительным образом перевешивает собственно актерскую. Все уже так привыкли к тому, что Мерил Стрип великая артистка, что давно не проверяли эту аксиому. Между тем ее игра грубовата, однообразна и не слишком поднимается над уровнем карикатуры. Хотя играть вроде бы есть что: героиня Стрип, пожиная остатки былой славы, привечает своих престарелых фанов, крутит роман с гитаристом, спасает от суицидных замашек дочку, устраивает небольшую сцену ревности подруге мужа… Однако искрометными в фильме оказываются главным образом музыкальные номера.

Один из старейших фестивалей мира в Локарно стремится занять свою нишу, перебрасывая мостик от традиций классического кино к его новейшим трендам, от ретроспективы — к перспективе. Каждый год здесь выбирают одного режиссера и представляют его творчество в полном объеме. В этом году такая академическая ретроспектива посвящена Сэму Пекинпа, одному из важнейших деятелей американского кино 1960-1970-х годов. Другим героем кинематографической истории стал Марлен Хуциев, “дедушка” нашей кинематографической оттепели. Вчера в Локарно показали хуциевские фильмы “Бесконечность” и “Застава Ильича” (включая черновики, вырезки, варианты), а самого без малого 90-летнего режиссера наградили почетным “Леопардом” за карьеру: из наших такой чести удостаивались только Кира Муратова и Александр Сокуров. Сегодня пройдет круглый стол о творчестве Хуциева, покажут и фильм Петра Шепотинника “Марлен Хуциев. Мотор идет!”, посвященный работе классика над кинопроектом “Невечерняя”, герои которого ни много ни мало Толстой и Чехов.

Вчера же в конкурсе фестиваля состоялась премьера фильма “Брат Деян” Бакура Бакурадзе, который окончил ВГИК, причем мастерскую именно Хуциева, так что преемственность традиции налицо. Среди режиссеров новой волны Бакурадзе отличается особенным миросозерцанием и стилем, склонностью к философствованию посредством языка кино. Все это проявилось и в новой работе. Снималась она в российско-сербской копродукции, на сербском языке, а прототипом героя стал генерал Младич, которого Гаагский трибунал судит за военные преступления, в частности за резню в Сребренице. Это наводит на мысль о тенденциозном просербском политическом фильме. Его продюсер с российской стороны Сергей Сельянов отчасти подтверждает эти опасения, говоря: “Их назначили виновными. Люди стали скрываться. Они никуда не уезжали. Скрывались на своей земле. Как они жили? Что чувствовали? Вчерашний герой, лидер нации, а сегодня беглец… Виноват — не виноват? Какие вопросы себе задавали? Это крайне интересная тема для художника”. Но художник, то есть в данном случае Бакурадзе, вообще выводит из сюжета вопрос о виновности героя — бывшего генерала сербской армии Деяна Станича — и делает его героем экзистенциальной драмы. В процессе скитаний по балканским деревням Деян обнаруживает, что есть вещи пострашнее войны и смерти — это тотальное одиночество. И именно исследованию данного состояния посвящена картина, которая будет соревноваться за “Золотого леопарда”.

Кроме главного конкурса и параллельного под названием “Кинематографисты сегодняшнего дня” в Локарно проводится международный короткометражный конкурс студентов киношкол “Леопарды завтрашнего дня”. В его жюри вошел документалист Денис Клеблеев, чей фильм “Странные частицы” покажут во внеконкурсной программе фестиваля, как и другую документальную ленту — “Киев / Москва. Часть I” Елены Хоревой. А в конкурс включена короткометражка “Работник с Востока” режиссеров Рината Бекчинтаева и Егора Шевченко. Оба учатся в Московской школе нового кино, в которой преподает Бакур Бакурадзе. Таким образом, даже в российской части локарнской программы представлены все звенья цепи художественной преемственности — “леопарды” прошлого, настоящего и будущего.

Источник.
About admin