Лариса Малюкова. Намек на будущее

KinoPressa.ru – сайт Гильдии киноведов и кинокритиков России.
Фото: okno-filmfest.ru
C 7 по 13 августа в Выборге проходит XXIII кинофестиваль «Окно в Европу». Девиз смотра — «Прогноз на завтра». «Новая» — о некоторых фильмах, которые, по версии Выборгского форума, предсказывают ближайшее будущее нашего кино.

Всего в конкурсной программе 7 дебютов. Какие из них увидит зритель — неизвестно. Отношения между российским кино и прокатом снова напряженные.

Президент фестиваля Армен Медведев считает, что конкурс вполне выражает дух нашего сложного времени. По мнению Медведева, наблюдается печальная закономерная тенденция: «Вновь, как в первые годы существования фестиваля, наш кинопоказ — чуть ли единственная возможность встречи фильма и зрителя. Как встарь, фестиваль подменяет собой прокат». При этом главная черта, которую отмечает Медведев в конкурсных работах, — поиск контакта со зрителем.

«Фин» Данила Шарыпина, выпускника Московской школы нового кино. Лента про фотографа, решившегося покинуть страну, а перед отъездом вознамерившегося восстанавливать справедливость. И пока продолжают приходить отказы в визе, он невольно вмешивается в чужие судьбы, что радикально меняет его дальнейшую жизнь.

«Училка» Алексея Петрухина (продюсера амбициозного «Вия» и убогих «Мужских сезонов…»). Ирина Купченко играет учительницу истории с сорокалетним стажем, возненавидевшую и свою работу, и своих учеников, которым ничего не интересно. Которые без гаджетов — пустое место. Доведенная до крайности, «училка» берет в заложники целый класс. Но вскоре ситуация в корне меняется и заложницей становится она сама…

«Клинч» — еще один сюжет, связанный со школьной тематикой. Режиссерский дебют известного актера и театрального режиссера Сергея Пускепалиса снят по пьесе Алексея Слаповского. По мнению продюсера Рубена Дишдишяна, это жест­кий вариант «Доживем до понедельника». Алексей Серебряков играет учителя литературы.

«Норвег» Алены Званцовой (она — сценарист сериалов «Оттепель», «Линия судьбы», «Доктор Тырса» и режиссер ряда картин). Ее комедия посвящена проблеме толерантности в современной России, тонкой теме взаимоотношений москвичей и эмигрантов. Актеры охотно идут к Алене сниматься: Евгений Миронов, Северия Янушаускайте, Дмитрий Марьянов, Ксения Раппопорт, Андрей Мерзликин…

«Побег из Москвабада» полнометражный дебют Дарьи Полторацкой по сценарию Юсупа Разыкова — драма про жесткие реалии эмиграции с точки зрения не только москвичей, но и людей, приезжающих в столицу из малых городов. Маша Ласточкина Марии Машковой — инспектор Федеральной миграционной службы. В напарники ей дают таджика Хасана…

«Давай меняться» дебют Анны Ефремовой, в прошлом режиссера event-бизнеса и музыкальных перформансов, — мистическая история о том, как мечтательная русская девушка, пожилой американский диджей и беременная румынка поменялись судьбами. Продюсеры фильма — Ольга Дыховичная и Ангелина Никонова.

«Последняя ночь» четвертый малобюджетный фильм Арсения Гончукова. Еще одна работа независимого режиссера, сценариста, продюсера, с успехом снимающего фильмы без господдержки. Врач-онколог, создавший лекарство от рака, выясняет, что сам неизлечимо болен. У него остается шанс исправить роковую ошибку, совершенную в далеком прошлом, и он предпринимает, возможно, свое последнее путешествие. Режиссер говорит, что его фильм «о любви, о смерти, о выборе, в общем, о каких-то очень понятных, наверное, и главных вещах, которые существуют в жизни человека».

Старшее поколение представляют Александр Прошкин, Владимир Бортко, Мира Тодоровская. Ее фильмом «В далеком сорок пятом… Встречи на Эльбе» открывается форум на границе востока и запада. Фильм снят по сценарию Петра Ефимовича Тодоровского — фронтовика, участника тех событий, и, по словам Миры Григорьевны, писал он эту историю о себе. Много лет хотел ее снять. Не успел. Мира Григорьевна воплотила замысел, о котором Петр Тодоровский мечтал до последнего дня. Фильм о знаменательной встрече русских с американцами вроде бы посвящен далеким событиям сорок пятого. Но, как говорил неистовый критик Виссарион Белинский: «Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше настоящее и намекнуло о нашем будущем». Жаль, этой школьной цитаты не помнят эксперты Российского военно-исторического общества, проверяющие кинопроекты на соответствие историческим реалиям. На основе их заключения Минкульт и отказал последнему проекту Тодоровского в финансировании. Тоже своего рода «прогноз на завтра».

Источник.
About admin