Криминальное кино

Стали известны номинанты Национальной премии кинокритики и кинопрессы «Белый слон» за 2014 год

Как и ожидалось, больше всего номинаций у фильма Андрея Звягинцева – 8. По 4 номинации – у «Трудно быть богом» Алексея Германа и «Комбината «Надежда» Натальи Мещаниновой, по 3 – у «Испытания» Александра Котта и «Дурака» Юрия Быкова, 2 – у «Белых ночей почтальона Алексея Тряпицына» Андрея Кончаловского. При этом следует учесть, что картина Германа получила приз «Событие» за 2013 год и уже не рассматривалась в номинациях «Лучший фильм» и «Лучшая режиссура».

Комбинат_Надежда
У картины Натальи Мещаниновой «Комбинат «Надежда» четыре номинации на премию «Белый слон». КАДР ИЗ ФИЛЬМА

Всего номинировано 12 картин из шести с лишним десятков российских лент, выпущенных за год. Многое из этого потока проплыло незамеченным ни критикой, ни публикой, а некоторые фильмы и вовсе не были показаны кинопрессе. Более того, создается впечатление, что средний процент национальных фильмов, увиденных одним российским кинообозревателем в 2014 году, достиг того же исторического минимума, что и национальная денежная единица. А ведь когда-то Госкино, еще не сданное под надзор Минкульта (против чего восставал даже известный бесогон-государственник Никита Михалков), давало прессе «право первой ночи» и устраивало у себя просмотры всех отечественных фильмов, представленных создателями для получения прокатных удостоверений. Но с тех пор министерство под командованием Владимира Мединского совершило военно-пропагандистский маневр – одновременно окружило себя железным занавесом и объявило о своей открытости. Словом, думается, что департамент кинематографии пора в очередной раз вывести из настороженного министерского окружения, подозревающего мастеров кино в нелояльности и готового запрещать распространение не понравившихся ему фильмов.

Если сменить один актуальный метафорический ряд на еще более актуальный (по причине ряда обращений с призывами наказать создателей и соучастников «Левиафана») и присмотреться к нынешнему списку номинантов, попутно вспоминая прошлые списки фаворитов «Белого слона», легко заметить среди них злостных рецидивистов. Кроме Звягинцева и Роднянского это их нынешние подельники оператор Михаил Кричман (до 2014 года – 4 номинации и 2 премии), сценарист Олег Негин (1, 0), актрисы Елена Лядова (2, 2), Наталья Суркова (1, 1), Ольга Лапшина (1, 1), актеры Алексей Серебряков (2, 1) и Роман Мадянов (2, 1), а также режиссер и актер Юрий Быков (2, 0), художники Елена Жукова (3, 1), Ульяна Рябова (1, 0), Георгий Кропачев (1, 0), режиссер Александр Котт (1, 0) и рекордсмен по количеству рецидивов композитор Алексей Айги (6, 2).

Немало и тех, кто совершил преступление впервые. Прежде всего это режиссер Наталья Мещанинова, насытившая свой фильм ненормативной лексикой, порочащей великий и могучий русский язык и великую российскую культуру. Это посягнувший на основы российской государственности режиссер Иван Твердовский-младший, в чьем фильме «Класс коррекции» Россия скрытно выведена в образе хулиганки, нуждающейся в коррекции поведения. Это режиссер Александр Котт, оклеветавший испытания советского атомного оружия и сделавший свой фильм тяжелым испытанием для российских зрителей, твердо знающих, что эти испытания были исключительно мирными и не причиняли ни малейшего вреда окружающей казахской природе и местным скотоводам. И, естественно, исполнители и соучастники преступлений, заказанных продюсерами. Как говорили в советские же времена, пусть постигнет их суровая кара закона, гнев и презрение трудящихся. Аминь.

Виктор Матизен.