Пьет — значит, любит
«Горько!», первая комедия Жоры Крыжовникова об особенностях национальных праздников, была настоящим торжеством народного единства и примирения всех со всеми. Русские типы, привычки, обычаи, страхи, грехи, заблуждения и прозрения были описаны с большой, все понимающей и принимающей любовью. Никогда еще прежде российский режиссер не говорил о народной культуре без этнографического остранения, а так, словно о себе самом. Никогда еще песни Лепса не звучали как лирика, а не издевательство над русским ухом, русским языком, русским человеком вообще. Только там, только тогда. Прошло несколько лет, прошли удачный сиквел и бескомпромиссная короткометражка «Нечаянно» (про оливье, холодец и убиенную старушку), и вот под Новый год режиссер Крыжовников снова приходит к нам с «Самым лучшим днем». Со все тем же, уже подвядшим, венком сонетов русской удали, немного несвежий и заговаривающийся — зато готовый спеть (как следует из фильма, это вернейший способ понравиться русской женщине).
"]" data-sheets-userformat="[null,null,11139,[null,0],[null,2,16777215],null,null,null,null,null,1,4,0,null,[null,2,3355443],null,10]">«Самый лучший день» — это уже не развод, а самая настоящая разводка. Просчитанный продюсерский проект, аккумулирующий все козыри из прошлых фильмов Ж.К.: субъективную камеру, шашлыки, костюм десантника, пьяную оргию у бассейна (привет американским тин-комедиям про отвязный уик-энд), хоровое пение народных хитов, наконец. Последнее, кстати, тут радикально усовершенствовано: «Самый лучший день» — это действительно караоке-фильм. Довольно скоро внизу экрана начинают бежать тексты песен, настойчиво предлагающие публике запеть во тьме кинозала. Гениальное решение для телевизионного фильма, начинающегося сразу после обращения президента, — но, вероятно, в зале мультиплекса это все может тоже произвести сокрушительный эффект. Довольно антиутопический причем: вот представьте себе атомизированную, разделенную креслами и тьмой зала толпу, поющую хором, уставившись в экран. Типичная пятиминутка ненависти из экранизации «1984»! Тут поневоле начнешь всерьез вспоминать тексты левых критиков 1970-х, еще недавно казавшиеся смешным алармизмом. Жан-Луи Комолли с«теорией аппарата»… Лора Малви со своим «Кино и визуальным наслаждением»… Годар… Выжили бы они при виде толпы, дружно подхватывающей куплет за милицанером Петей на экране?
Второй ужасный (и ужасно точный) момент «Самого лучшего дня» — это, собственно, непременно положенная в таких фильмах хеппи-энд-мораль. Задушевная констатация безграничного русского всепрощения и короткой памяти, ничем, кстати, не мотивированная в рамках развития довольно условного и безалаберного сюжета, продиктована тут не только бездушной продюсерской логикой. Она — главная натуралистическая деталь фильма (кроме саундтрека, парковых лебедей из покрышек и Боярского в роли живого ископаемого), его единственная правда, объясняющая, почему все так. Русский народ — как женщина. А русская женщина — будь она хоть старший кассир, хоть девушка с велодорожки — как мешок: что положишь, то и несет. Алкоголики, милиционеры, идиоты с усами как у бобра, Чайки, Цапки… Вынесет все. Ничего не будет.