Лариса Малюкова. За наш Докфест!

Вместе с читателями “Новой газеты” подводим итоги V Фестиваля документального кино на сайте «Новой»

Статистика и факты

Более 200 тысяч посещений. В прошлом году число зрителей достигало 100 тысяч, что не просто сравнимо, но и превышает число зрителей крупного кинофестиваля (например, ММКФ).  Нас смотрели более чем в  20 странах, включая Австралию, Венесуэлу и Аргентину  (по числу просмотров в первой пятерке: Россия, США, Украина, Израиль, Германия). Среди наших зрителей преобладают мужчины  (62%). По числу просмотров лидирует фильм  «Место Горенштейна» Юрия Векслера (более 15 тысяч). Главным партнером нынешнего фестиваля стал «Артдокфест»

Как мы выбирали фильмы

Мы не ориентировались на определенное направление в документальном кино, доминирующие тенденции, моду.  Выбирали кино, охваченное страстью, – как говорил мэтр Герц Франк, – умеющее «сохранять  образы уходящего времени в надежде на то, что пригодится все это, понадобится и остальным…». От себя добавлю: «образы и лица», в которых время пропечаталось.  Возможность увидеть что-то или кого впервые. И зафиксировать, сопережить это единственное утраченное мгновение.

Но прежде всего, в этих фильмах привлекало пристальное внимание к человеку. В программе много по-настоящему крупных, интересных героев. Знаменитых. Как Горенштейн  и Довлатов, Деген и Ройзман  и даже обладатель Русского Букера Снегирев. И  малоизвестных, которых открывает, приближает на расстояние “вытянутой руки” документальный экран. Вахтовики крайнего севера из фильма «Мужской выбор».  Жизнестойкий Васька, восхитивший до слез огромную зрительскую аудиторию, герой одноименного фильма, вырвавшийся из плена карательной системы с говорящим названием ПНИ.   Приговоренный к пожизненному заключению и избравший путь покаяния — «Брат твой Каин».  Юная «депутатша» – из  фаустовского сюжета «Самовыдвиженка»  о сделке с политикой-Мефистофелем.

Мы ориентировались на кино, осмеливающееся прикасаться к веществу жизни. Кино без посредника, когда сам зритель выстраивает эмоциональные отношения с героем.

Благодарим авторов, не только давших на «всеобщее обозрение» картины, но оказались неравнодушными участниками фестиваля. Принимали  участие  в дискуссиях после показа на страницах «Новой», приглашали читателей к просмотру картин своих коллег.

Безусловно, фестиваль не состоялся бы без вас, наши дорогие зрители.

Зрители

В аудитории  ценителей документального оказались не только постоянные читатели «Новой».  Многие пришли к нам из всевозможных поисковиков. Они не знали, что такое «Новая газета». Услышав о фестивале,  пробивали в адресной строке названия фильмов (больше всего  «Волшебный комсомолец» – триумфатор «Сталкера), «Место  Горенштейна», «Брат твой  Каин», «Деген»). Или поисковый запрос:  “докфест новая газета”, “докфест 2016″…  Здорово, что люди помнят про наш новогодний  кинопоказ.  Ждут фильмы (многие включали показ ровно в полночь). Смотрят. Горячо обсуждают. Спорят друг с другом.  Задают авторам вопросы.  Их дискуссия на сайте «Новой», в Соцсетях – продолжают жизнь фильма.  Вот некоторые  фрагменты обсуждения.

Посмотрев «Волшебный комсомолец»  Елена Шапошникова пришла в выводу, что: «рассматривая историю с точки зрения масс, её нельзя узнать. История – это каждый отдельный человек, зачастую трагедия. Прекрасно – восстановить память о человеке. Спасибо за фильм».
Лена Мельникова признается: «Очень хотелось бы показать его некоторым знакомым, ностальгирующим по «славному сталинскому прошлому».

Вальтер Айгнер обращает внимание на пессимизм героев «Года литературы», минорную тональность их речи, «какую-то обречённость, неверие в лучшую ситуацию… Похоже, герои фильма олицетворяют настроения большинства, какое-то покорное следование событиям, без попыток изменить людей в России, не верящих в лучшее будущее страны». Ему возражает 
Наташа Шаталова, увидевшая в фильме  не пессимизм, но внутреннюю со своим дыханием культуру жизни в доме, который вот-вот исчезнет. Некоторым картина показалась унылой, замкнутой в собственной среде. А вот  Elena L.  смотрела фильм Ольги Столповской на одном дыхании”, как художественное кино: «Каждый задумается о своём, посмотрев фильм. Благодарю авторов за искренность»

Обсуждающие «Самовыдвиженку»,  вспоминали «Мефисто Иштвана Сабо. «О чём говорит история Даши Сорокиной? – спрашивает Юрий Карасев, – о том, что большинство из нас способно изменить свои убеждения и поведение в жизни в зависимости от своего положения в обществе. Для Даши, в конечном итоге, важна не конкретная помощь нуждающимся людям, а показная активность в сборах и выступлениях: “Пока мы едины – мы непобедимы!”. Так с кем Даша Сорокина едина?»  Ему отвечает Виктор Алексеев: «Красивая девушка жертвует  личным ради того, чтобы изменить окружающий её мир. Этот выбор она сделала для себя сознательно, видимо, до конца не осознавая с чем ей придётся столкнуться… Выбор у Даши небольшой: либо она принимает условия игры, навязанные государством, переставая быть личностью, либо берёт на себя роль мученика и готовится к самому худшему. В любом случае, это приведёт к крушению всех её детских иллюзий. Удачи тебе, Даша Сорокина!» Прогнозируя Дашино будущее, зрители предлагали режиссеру продолжить снимать свою героиню.

Благодаря режиссера Ирину Васильеву за ее очень личную картину «Брат твой Каин»   Зубаржат Хафизова замечает: «Так сложно показать богопознание человека…». Она ссылается на Нехлюдова, чувствующего ложь бывшей жизни и “зарабатывающего” прощение.  Так и герой фильма пытается прогнать тьму из своей жизни. Кому-то этот душегуб неинтересен,  мытарстве его омерзительны. Вот и Sova Sova,  не веря герою «Каину», осужденному за убийство, предлагает подобных преступников выселять на необитаемый остров с железной охраной по периметру:  «Не умеете жить среди людей, живите среди зверей”.  Но большинство зрителей признавалось, что во время просмотра переживали самые противоречивые чувства. Фильм тревожит, мучит нерешаемыми вопросами. Режиссер «Волшебного комсомольца» Анна Булгакова пишет, что смотрела «Каина», боясь пропустить слово, кадр: «Спасибо авторам! Какое погружение в тему, уровень осмысления».  Лариса Бекишева отдает должное отваге режиссера: «Абсолютно все герои  душой и разумом пытаются понять, что же случилось и как теперь жить дальше. Наблюдать за этим просто невероятно”.  Юрий Сало заключает: «Фильм, возможно, останется недооцененным из-за оскорбления чувств неверующих: всё что про РПЦ, то априори негодно. Но картина сделана настолько точно, что, боюсь, даже авторы не знают сколько в ней смыслов…»

«Такие признания обычно положено начинать со «Стыдно сказать», – делится впечатлениями после просмотра фильма «Место Горенштейна» Rostislav Gorchakov, –  но признаюсь в том, что Горенштейна не читал. Появилось ощущение, что в части моего сознания и памяти, отведенной под антропологию, зияет темная прорва. После последних кадров отправился в сеть, и скачал семь его книг. Обязательно их прочту!»  Для режиссера фильма Юрия Векслера это самый дорогой отзыв: «Рад, что многих из вас фильм подвигнул на чтение Горенштейна, что и было моей сверхзадачей. Внимательный читатель разглядит красоту его произведений даже тогда, когда он рассказывает о страшных вещах, когда живописует зло».

Ваську” зрители превознесли до  немыслимых высот. Но, как и задумывалось автором  Еленой Погребижской,  разговор, поднятый фильмом, мгновенно перешел на тему отношений государства к детям сиротам инвалидам, к  “карательной медицине»  и «вохровской педагогике”.  «Ну Вася, ну Пигмалион!», – восхишенно восклицает Андрей Петрушин. Татьяна Вдовенкова не скрывает, что растрогана до слёз: «Василий – необыкновенный. И люди, которые ему помогли, — тоже! Хотелось бы, чтобы этот фильм показали по всем каналам ТВ в прайм-тайм». Плакала от счастья за Васю Elena L: «Рада его судьбе. Какое трудолюбие, стойкость, выносливость, доброта и простота! Он герой для меня!»  Marina Esiotrot:    «Посмотрела фильм  дважды, и если бы была возможность, смотрела бы еще и еще. Василий, люди вокруг него тронули до глубины души, невозможно не преклониться перед теми, кто ему помогал и помогает. Разослала ссылку на фильм всем, кому могла, но один день – это такой короткий срок».

Илья Сощин рекомендует фильм  «Пять углов Довлатова», который многим откроет «этого “Пьеро” русской литературы!»  « Именно таким тёплым, задушевным и должен быть разговор о человеке, прожившим столь короткую, но очень беспокойную и бурную жизнь ЕСТЕСТВЕННОГО человека», — считает Юлий Юденков

«Запомнилась фраза одного из героев фильма  «Мужской выбор», – говорит Rostislav Gorchakov, — «И так всю жизнь будет». И ни KIA вместо подвод, ни вертолёты в вечной мерзлоте  не мешают торжеству вечного «Дня сурка». Думаю, «Мужской выбор» можно счесть отличным продолжением «Сурка» – в другом жанре, но всё с тем же сюжетом, где ни черта по сути, не меняется, и измениться не может. Ни в остановившемся времени, ни в самих людях». Юрий Карасёв  развивает эту мысль:  «Грустно становиться после просмотра.  Нет, это не мужской выбор, таково отношение государства к людям». Наталия Кондратьева не согласна: «Фильм тоску на меня не навел, государство тоже ругать не буду. Вахтовая работа есть и в развитых странах. Представьте, как работается на норвежской нефтяной платформе в море? А как с бытовым комфортом в геолого-разведывательных партиях? А моряки дальнего плавания? Современному обществу по прежнему нужны Ермаки Тимофеевичи».

Фильм вгиковской студентки Дарьи Иванковой «Ройзман. Невыдуманное»  мы выбрали не из-за политической конъюнктуры. Это небольшое документальное эссе, словно легкой рукой написанный карандашный портрет, открывает нам другого Ройзмана. Человек, который большую часть своей жизни считал себя поэтом, не политиком.  И это точно почувствовали зрители, отметившие поэтическое дарование мэра полуторамиллионного города. «Хочется о нем сказать цитатами из него самого: “когда страна надела сапоги, оставаться самим собой… верить и, главное! – стремиться приблизить чудо…”, пишет Айгуль Бескемпирова.   «Смотрю на Ройзмана и думаю: “Неужто и для него это фильм – эпитафия?”, – спрашивает Юлий Юденков, –  Россия всегда рожала таких людей, чтобы отторгать их  живыми».

Восхитительное путешествие «Цурцулы» с пейзажами, плавящимися под палящим монгольским солнцем, настраивало на философский лад. По мнению,   Натальи Кондратьевой: «Это фильм ничтожности человека на фоне вечности. Вот “Союз нерушимый”, вот армия “несокрушимая и легендарная”, вот мы маленькие, девчонки с бантиками, вот наши папы и мамы, полная уверенность, что все, что мы делаем имеет огромное значение, и мы сами имеем огромное значение. А вот остатки фундаментов…. Нашего мира больше нет,  только мы еще о нем помним. Осталась гора, остался песок, осталось небо и никуда они не денутся.  А наше “великое”, “могучее”,  “несокрушимое” – мелкий эпизод в истории пустыни Гоби. Фильм впечатлил и профессионалов: режиссеров Михаила Тумелю и Зою Трофимову, продюсера Наталию Лисовскую.

Журналист Наталья Савоськина, горячая поклонница «Цурцулы», отдает дань и другим фильмам: «Документальное кино прекрасно. Чем больше вопросов-претензий – тем важнее его смотреть, смотреть при каждой возможности, оно все -реальная жизнь, разная и неочевидная, порой не пересекающаяся с нашей – и вот, вливайся в космос с дивана! И от того, что, к примеру, фильмы “Самовыдвиженка” и “Брат мой Каин” мне не близки – хочется с ними спорить, они еще важнее и обязательнее к просмотру».

Некоторые ценители неигрового кино  выстраивали собственные рейтинги картин, и рейтинги эти категорические расходились. Слишком разные, слишком личные работы, какая тут иерархия! Каждое мнение – сумма взглядов конкретного человека. Вот к примеру,«Кровь», один из мощнейших фильмов последнего времени. По мнению Юрия Карасева “это самый светлый и оптимистичный фильм. Какие красивые люди. Но вот реальность в тех местах, где побывала группа, просто удручает. А ведь они типичны для нашей современной России”. Эта оценка, изумляет Наталью Кондратьеву: “Удивительно как по разному люди воспринимают увиденное. У меня даже мысли не возникло о свете и оптимизме. Тяжелая безнадега. Люди живут на богатейшей земле, вынуждены продавать свою кровь, т.к. не могут заработать… Единственный счастливый человек во всем фильме – женщина, сдающая кровь после истории с тяжелыми родами».

Ценно, что у каждого из показанных фильмов возникали свои почитатели, горячие сторонники. Лариса Бекишева признается: Деген – настолько настоящий человек, что даже страшно  от того, что фильм закончится». Наталия Кондратьева разделяет это впечатление, для нее  “Деген” – лучший из всех фильмов проекта: «Нынешних “патриотов” следовало бы привязывать к креслу, заклеивать им рот скотчем и включать перед ними этот фильм. Очень полезная была бы терапия. Ольга Ласукова: “Пыталась сегодня пересказать фильм друзьям, но как передать блеск в глазах и улыбку человека, который видел всё… Спасибо «Новой газете» за проект! Спасибо авторам фильма Михаилу Дегтярю и Юлии Меламед. Для меня этот фильм – потрясение и открытие одновременно». Ян Качко, рассказывает,  что разослал фильм о прекрасном человеке  по всему свету.

Но помимо анализа кино, дискуссия выявила важную проблему. Сейчас Иону Дегену 90 лет. Что сделать, чтобы российская власть вспомнила о нем,  и отметила дважды представленного к званию Героя Советского Союза?

Некоторые комменты по своей глубине и образности  могут сравниться, а порой и превзойти,  профессиональные рецензии. Но дело не в литературном качестве ваших отзывов. Благодаря фестивалю и дебатам, завязавшимся на страницах «Новой», возникло ощущение сообщности: авторов, героев фильмов, читателей  –  и газеты, как площадки для старта неформатного,  не телевизионного  кино.  Наталья Макерова признается: «Смотрю каждый день. Спасибо за возможность увидеть работы настоящих художников и неравнодушных людей». Отзыв из Болгарии:  «Благодарим «Новую» за столь ценную традицию январских видео! Так много незнакомых людей, судеб, событий!» Сергей ТАТ: «Спасибо за открытия!»  Roza Nurt: «Замечательно, что есть режиссеры у нас, которым интересны люди с их характерами, судьбами, делами и мыслями, они их находят и умеют о них рассказать. В этом смысл документалистики – показать не внешнюю сторону явлений, а вскрыть их смысл». Ирина Петухова из Москвы отмечает, что главное достоинство фестиваля – открыть для широкого зрителя доступ к документальному кино: «И,  что еще очень важно, автор фильма выходит на прямую связь со зрителем. Это совершенно фестивальная особенность – видеть создателя фильма и общаться с ним!»

Заключительное слово в  дискуссии «взял» учитель и киноман Юрий Сало из города Россошь: «Выражу предположение, что Докфест «Новой газеты», больше чем показ. Лишь литература и кино – два вида искусства, которые одинаково доступны и в глубинке, и в столице. С нетерпением жду, когда любой фестивальный фильм сможет увидеть и селянин, и житель малого города –  существовал же раньше клубный показ. В сознании многих зрителей, и, что ужаснее, чиновников  – кино лишь развлечение, в лучшем случае – иллюстрация печатного текста. Им неведомо, что кино может быть исследователем души.  Причина этого не в слабоумии зрителя, а в недостатке киноискусства. Кинотеатры в основном нас кормят «манной кашей» – «Елками», «Сталинградом» и прочими жанровыми фильмами. Докфест «Новой газеты» весьма актуален! Огромное вам спасибо за ваш (зачеркнуто) наш Докфест!

Источник.
About admin