Андрей Плахов. Выход из гетто

Открылся фестиваль “2morrow / Завтра”

Фестиваль современного авторского кино “2morrow / Завтра” открылся в Музее Москвы. Его центральная тема — преодоление границ, от географических и психологических до жанровых и этических, а также границ между кинематографом и другими искусствами. Комментирует АНДРЕЙ ПЛАХОВ.

Всем навязло в зубах слово “артхаус”, культ автора нам, несомненно, ближе, но и он тоже скомпрометирован необоснованными претензиями. Под “современным” обычно понимают ироничный, слегка самопародийный стиль и парочку модных персонажей: этого кажется достаточно, чтобы дать “ответ Звягинцеву”. Нет, недостаточно, надо еще иметь что-то в голове и душе, надо чувствовать мир за пределами своего гетто.

В программе 2morrow — фильмы знаменитые и почти неизвестные, близкие к мейнстриму и совершенно маргинальные, но все они заслуживают внимания. К числу бесспорно выдающихся относится киноэпос китайского режиссера Цзя Чжанкэ “Горы могут уйти”. История семьи из северного шахтерского городка начинает отсчет с миллениума и завершается в Австралии в 2025 году. Капиталистический бум рушит искренние чувства и формирует семьи, основанные на денежном интересе. Отпрыска такой семьи символически называют Долларом, учат в международной школе и подростком вывозят в эмиграцию, где он забывает родной язык и теряет связь с корнями. Все испытанные героями моменты счастья оказываются связаны с природой и традиционным укладом жизни: они облачаются в красочные костюмы, танцуют и поют, запускают фейерверки, наконец, готовят и поедают любимые блюда — китайские пельмешки. Парадоксальным образом музыкальным лейтмотивом этой патриотической эпопеи с двойным дном оказывается песня “Go West” в исполнении Pet Shop Boys. Фильм, снятый во всеоружии большого режиссерского мастерства, ставит философский вопрос: где на самом деле проходят границы между внешней и внутренней свободой, между успехом и счастьем?

В качестве гала-премьер на фестивале покажут такие громкие ленты, как аргентинский “Клан” Пабло Траперо, румынское “Сокровище” Корнелиу Порумбою, “Франкофонию” Александра Сокурова. Но не менее важны камерные, по сути, экспериментальные фильмы — как “Прекрасная и потерянная”: так называет режиссер Пьетро Марчелло свою родину Италию и ее провинцию Кампанию. По ней совершает путешествие персонаж комедии дель арте Пульчинелла в компании с оставшимся без хозяина буйволенком, а режиссер причудливо соединяет документальный материал с игровым, высекая искры поэзии и юмора.

Еще один необычный фильм называется “Читай, читай” и снят нашим соотечественником Евгением Коряковским. В нем представлены судьбы молодых актеров, выпускников Ярославского театрального училища, решивших покорить Москву, которая, как известно, слезам не верит. Их реальные истории состыкованы с литературными фантазиями: будущее каждого из персонажей описывает писатель. На стыке вымысла и документа рождается новая реальность: фильм выходит за привычные жанровые границы — так же, как это происходит в настоящей жизни.

Есть на 2morrow и конкурс, и в нем тоже есть фильмы модные, иногда даже перехваленные, с удачной фестивальной судьбой, как, скажем, “Шевалье” гречанки Афины Рахель Цангари, сатирическая притча, высмеивающая мужской эгоцентризм и награжденная главным призом на Лондонском фестивале. Однако не только по этой причине она попала в программу 2morrow. Как и не стало противопоказанием то, что словацкий фильм “Коза” Ивана Остроховского уже получил российскую премьеру на фестивале “Зеркало”. В данном случае видно, что программа (в которой впечатляющее количество премьер) формировалась не по этому формальному принципу, а по более содержательному. Если же и преследовались формальные вещи (в конкурсе четверо режиссеров-мужчин и столько же женщин), то тоже не для внешней красоты, а для более полного представления смысла понятия “другой”. Центральным мотивом и конкурса, и всего фестиваля стали преодоление клаустрофобии, выход из гетто, в роли которого может выступать пятизвездный отель на фоне военного конфликта (“Погода в закрытых пространствах” Изабеллы Штевер) или индейская резервация (“Песни, которым меня научили братья” Хлои Чжао). Ситуация с беженцами, наводнившими Европу, только поверхностное выражение глобальной проблемы, по сути своей глубоко экзистенциальной. Именно в этом качестве ее стремится познать кинематограф, именно такой кинематограф заглядывает в ближайшее будущее, и именно поэтому фестиваль, показывающий такое кино, оправдывает свое название.

Источник.
About admin