Гильдия киноведов и кинокритиков объявила номинантов премии «Белый слон» за 2015 год
Премия «Белый слон», которая уже много лет (до 2006 года называлась «Золотой овен») вручается Гильдией киноведов и кинокритиков, назвала своих номинантов за 2015 год.
На звание лучшего фильма года, по мнению Гильдии киноведов и кинокритиков, претендуют «Милый Ханс, дорогой Петр» Александра Миндадзе (7 номинаций), «Ангелы революции» Алексея Федорченко (5) и «Страна Оз» Василия Сигарева (4). Кроме того, 4 номинации у фильма Алексея Германа «Под электрическими облаками», 3 номинации – у «Орлеана» Андрея Прошкина и у фильма Анны Меликян «Про любовь». Лучшими дебютами признаны «Пионеры-герои» Натальи Кудряшовой, «Чайки» Эллы Манжеевой и «Тряпичный союз» Михаила Местецкого.
На актерские награды номинированы 14 исполнителей: Яна Троянова и Инна Чурикова («Страна Оз»), Рената Литвинова и Мария Шалаева «Про любовь», Юлия Пересильд («Битва за Севастополь»), Ирина Купченко («Училка»), Чулпан Хаматова «Под электрическими облаками», Марко Николич («Брат Дэян»), Якоб Диль («Милый Ханс, дорогой Петр»), Александр Яценко («Инсайт»), Евгений Цыганов («Райские кущи), Александр Баширов («Страна Оз») и Олег Ягодин («Орлеан» и «Ангелы революции»).
По всей вероятности, в этом году появится еще одна премия – премия кинопрессы, приз которой пока не имеет названия. Дело в том, что после назначения Владимира Мединского министром культуры «Белому слону» было отказано в государственном финансировании, и в позапрошлом и прошлом годах премия присуждалась и вручалась при поддержке Союза кинематографистов РФ. Но в конце прошлого года СК договорился с Минкультом об учреждении и господдержке премии кинопрессы и обратился к гильдии с предложением принять участие в ее организации. Среди киноведов и кинокритиков, которые в силу многих причин с недоверием относятся к руководству СК и лично к его председателю Никите Михалкову, вспыхнула дискуссия классического типа «идти или не идти на выборы?».
Одни утверждали, что Михалков сделает новую премию такой же ручной, какой сделал «Золотого орла», и лучше отказаться в ней участвовать, чем позориться, возлагая на себя пусть даже частичную ответственность за ее спущенные сверху результаты. Или, как выразился один из сторонников этой точки зрения, «пусть Михалков награждает себя сам, без нас». Их оппоненты со своей стороны сочли, что премия кинопрессы имеет такое же право на существование, как премия гильдии, и разумнее не отдавать ее в распоряжение людей, чья добросовестность вызывает сомнения, а попытаться взять под свой контроль, позаботившись о том, чтобы в голосовании участвовали лишь реальные киножурналисты, анкеты которых были бы в открытом интернет-доступе и позволяли бы убедиться в правильности подсчета голосов, на основании которого присуждены призы.
Дискуссия завершилась сетевым референдумом, в котором с небольшим перевесом взяла верх вторая точка зрения. При этом более 95% голосовавших высказались за сохранение и продолжение «Белого слона» как премии Гильдии киноведов и кинокритиков (раньше к голосованию в первом туре допускались и киножурналисты). Что же касается новой премии, то в настоящее время идет разработка ее регламента и формирование киножурналистского пула из всех регионов России, где они есть. Этот пул образует Ассоциацию кинопрессы при СК России и будет присуждать свою премию, которая, возможно, уделит большее внимание популярным жанрам, чем «Белый слон», ориентированный (как критические премии во всем мире) на инновационное кино.