Алена Сычева. Лучшие мультфильмы Суздальского фестиваля анимации

В Суздале состоялся XXI Открытый российский фестиваль анимационного кино – главный смотр отечественной мультипликации. Именно на Суздальфесте предоставляется уникальная возможность увидеть все самые новые отечественные мультфильмы. В этом году в конкурсную программу вошло 97 работ, в том числе – шесть полнометражных. Традиционно наибольшее внимание публики приковано к короткометражной авторской анимации. Пока члены жюри определялись со своими симпатиями, а прочим оставалось только делать прогнозы и ставки на фаворитов, киновед Алена Сычева составила субъективный рейтинг – десятку фильмов, которые, как показалось из зала, вызвали наибольшие симпатии фестивальной аудитории.

 «О бабочках и гусеницах» (сериал «Так не бывает»)

Год от года все объемнее становится конкурс сериалов. Обычно этот коммерческий формат нивелирует авторское начало: разные режиссеры снимают похожие как братья-близнецы серии, следуя единому художественному решению, общей концепции и стилю. Некоторые студии пытаются совместить коммерческие задачи и, в то же время, оставляют авторам шанс раскрыть свою индивидуальность. Примером тому может служить новый проект «Так не бывает» студии «Кристмас Филмз», герои которого разительно отличаются от большинства стереотипных сериальных персонажей. Серия «О бабочках и гусеницах» сделана выпускником Школы-студии «ШАР» Константином Бриллиантовым, создавшим как трагикомичный фильм для взрослых про непростую судьбу шахтеров «Умба-Умба», так и мультфильм для малышей «Нана, нани, нао» о мытарствах аквариумной рыбки. «О бабочках и гусеницах» – нечто среднее между этими возрастными полюсами.

«Осколок»

Фильм студенческого конкурса про раненного на войне солдата, вернувшегося домой к матери, которая нашла способ его исцелить, выполнен в своеобразной комбинированной технике, с использованием живописи по стеклу, которой режиссер Дмитрий Иванов учился у обладателя премии «Оскар» Александра Петрова. Лаконичная и целостная история, не отягченная вербальными деталями, наиболее соответствует самой сути анимационного творчества.

«Два друга»

Режиссер Наталья Чернышева ломает стереотипы: неожиданный финал дружбы головастика и гусеницы оттеняется историей мытарств аиста, попавшего в почти безвыходную ситуацию. Сложный жанр трагикомедии – вполне в духе отечественной школы анимации, хотя необходимо отметить, что данная работа сделана екатеринбурженкой в рамках обучения во французской киношколе La Poudrière.

«Морошка»

Свой дебют «Морошка» Полина Минченок задумала еще во время учебы в СПбГУКиТ, защитилась проектом фильма, но возможность его создания появилась только через два года на «Союзмультфильме». В этой бездиалоговой истории дружбы маленькой девочки и большого страшного волка множество точных, забавных деталей и выразительных гэгов. Немного портит общее положительное впечатление мудреный финал нехитрого сюжета: волк и девочка любуются северным сиянием и ужинают Луной…   Этот недостаток не помешал картине попасть в конкурс наиболее знаменитого анимационного фестиваля мира в Анси.

«Кукушка»

Дебютный фильм «вечной студентки» Дины Великовской, после выпуска из художественного училища окончившей ВГИК и Школу-студию «ШАР». Дина уже стала признанным мастером кукольной анимации. Попробовав силы в рисованной технике («Про маму»), она с радостью вернулась к своим любимым куклам и сделала «Кукушку» – пронзительную историю материнства, порой встающего препятствием на пути к заветной цели.

«Люк»

Сюрреалистическое кино в лучших традициях подлинной анимации: только этому виду кино подвластно превращать что угодно во что угодно, не привязываясь к сущностям и условностям реального мира. Режиссеры Игорь Мельников и Наталья Мирзоян воплотили безудержный полет фантазии в весьма выразительных и легко воспринимаемых зрителями образах. Художником-постановщиком картины стал неподражаемый Александр Свирский, представивший в конкурсе фестиваля две авторские работы.

«Урожай»

В анимационном искусстве есть учителя и ученики, есть течения и направления, а есть – явления. Свирский – явление. Каждая его работа – будь то заставка к фестивалю, музыкальный клип или новый авторский фильм – самобытна и самодостаточна. Художественный метод Свирского – фиксация потока сознания любыми выразительными средствами. Не исключение и «Урожай», в котором визуальные образы усилены стихами одного из самых харизматичных поэтов русского концептуализма – Дмитрия Александровича Пригова. Это дало Саше Свирскому чуть-чуть вербальности, которая изредка оказывается нелишней.

 «Праздник»

Нина Бисярина – один из ведущих молодых режиссеров Урала – продолжает лучшие традиции свердловской школы анимации. История старушки, ожидающей в новогоднюю ночь в гости детей и внуков, наполнена выразительными деталями, раскрывающими судьбу и характер героини. Радостная подготовка к празднику, волнительное ожидание, злое отчаяние и счастливое разрешение чуть не ставшей трагичной ситуации переданы посредством канонического сюжетного построения, однако, техника перекладки, используемая Ниной в последних работах, не дает таких богатых изобразительных возможностей, как, например, рисованная анимация в ее же «Поездке к морю».

«В стороне»

Картина об отшельнице, работающей обходчицей железнодорожных путей. Раз в месяц у женщины праздник – она встречает поезд, который минует ее станцию без остановки. Но однажды все пошло не так… Безнадежный, тягостный и мощный потенциальный финал испорчен стремлением режиссера Александры Аверьяновой к хэппи-энду, что снизило жизненную правдоподобность и художественную убедительность картины, нарушив герменевтическую замкнутость и плотность сюжета. Однако вышесказанное не умаляет высокого мастерства и изобразительной точности, с которыми воплощена история.

«Питон и сторож»

Фильм Антона Дьякова, снятый на «Союзмультфильме», имеет суровую возрастную маркировку 18+. История крепнущей с каждым днем дружбы питона и нелюдимого мужика вполне достойна Гран-При фестиваля. Нет смысла перечислять многочисленные достоинства работы, а недостатки ее столь незначительны, что не стоит их упоминать.

Решение жюри с этой субъективной оценкой и симпатиями зрителей совпало во многом: призы XXI Открытого российского фестиваля анимационного кино в Суздале были вручены  20 марта 2016 года. Присуждение главного приза новой работе Игоря Ковалева оказалось предсказуемым, хотя фильм «До любви» вызвал противоречивую реакцию зала.

Гран-при«ДО ЛЮБВИ» (реж. Игорь Ковалев)

Специальный приз жюри с формулировкой «за создание сложного женского образа» – «КУКУШКА» (реж. Дина Великовская).

Специальный приз жюри с формулировкой «за юмор и авантюризм» – «ПИТОН И СТОРОЖ» (реж. Антон Дьяков).

Приз за лучший короткометражный фильм – «Мама-цапля» (реж. Марина Карпова).

Диплом в категории «Лучший короткометражный фильм» с формулировкой «за легкость и ажурность» – «Паутинка» (реж. Наталья Чернышева)

Диплом в категории «Лучший короткометражный фильм» с формулировкой «за открытие соседних миров» – «Люк» (реж. Игорь Мельников, Наталья Мирзоян)

Диплом в категории «Лучший короткометражный фильм» с формулировкой «за умение держать паузу» – «Праздник» (реж. Нина Бисярина)

Диплом в категории «Лучший короткометражный фильм» с формулировкой «за всепобеждающую любовь» – «Танзонк» (реж. Саша Свирский)

Приз за лучший фильм для детей – «МОРОШКА» (реж. Полина Минченок)

Приз за лучший дебютный фильм и грант на 50 тысяч рублей от Фонда правообладателей – «Корабли прошлых лет» (реж. Георгий Богуславский).

Приз за лучший студенческий фильм – «Два друга» (реж. Наталья Чернышева).

Диплом в категории «Лучший студенческий фильм» с формулировкой «за мастерское использование доступных материалов» – «Долесу» (реж. Алена Ребезова)

Диплом в категории «Лучший студенческий фильм» с формулировкой «за железнодорожную романтику» – «Вокзальная история» (реж. Ирина Богданова)

Диплом в категории «Лучший студенческий фильм» с формулировкой «за превращение трагедии в балаган» – «Гамлет. Комедия» (реж. Евгений Фадеев)

Диплом в категории «Лучший студенческий фильм» с формулировкой «за сотворение мира» – «Дети будущего спят» (реж. Иван Гопиенко)

Приз мэтров фильму «КУКУШКА» (реж. Дина Великовская)

Приз в категории «Лучшая работа в прикладной анимации» – коллективу авторов за фильм «Совы нежные».

Диплом в категории «Лучшая работа в прикладной анимации» – Алексею Алексееву за фильм «Песенка о лете» с формулировкой: «за лето, подаренное зимой»;

Приз в категории «Лучший сериал» – Алексею Миронову за эпизод «Лучшее место в мире» из проекта «Ми-ми-мишки».

Диплом в категории «Лучший сериал» – Ринату Газизову за эпизод «Ганс» из проекта «Шарлотта и Кваксон» с формулировкой: «за лучшую жанровую историю»;

Диплом в категории «Лучший сериал» – Марине Мошковой за эпизод «Фломастеры» из проекта «Малышарики» с формулировкой: «за лучший сериал для малышей»;

Приз в категории «Лучший полнометражный фильм» – Алексею Цицилину за фильм «Снежная королева 2. Перезаморозка»

Приз гильдии киноведов и кинокритиков СК РФ фильму «ПИТОН И СТОРОЖ» (реж. Антон Дьяков), дипломы фильмам «ОСКОЛОК» реж. Дмитрий Иванов и  «ОКНА» и реж. Анжелла Липская

Приз от Reed MIDEM – сертификат на участие в MIPJunior, крупнейшем международном рынке развлекательного контента для детей и юношества, студии МастерФильм за сериал «Шарлотта и Кваксон», реж. Ринат Газизов

Победитель Открытой премьеры (зрительское голосование) фильм «Ганс» из проекта «Шарлотта и Кваксон», реж. Ринат Газизов

Приз фортуна фильму «ВОКЗАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ» реж. Ирина Богданова

Сертификаты на внеконкурсное участие во Всероссийском молодежном образовательном форуме “Таврида на Бакальской косе” получили: Елена Гутман (фильм “Идет коза”) и Валентина Урм (фильм “Сомнамбулический романс”)

Лидером Профессионального рейтинга стал фильм  «ПИТОН И СТОРОЖ», режиссера Антона Дьякова

Алёна Сычёва

http://www.filmpro.ru/materials/45547