Валерий Кичин. Апокалипсис откладывается

Чего мы ждали от Года кино? Лавины шедевров — но с чего бы вдруг? Взрыва зрительского интереса к нашему кино? Будут хорошие фильмы — будет интерес, как это произошло с лидером проката «Экипажем» Николая Лебедева (5,4 млн зрителей). Но это по-прежнему разовые прорывы, и доля российского кино в кассовых сборах года осталась примерно на том же уровне 18 процентов. И расти ей пока нет особых причин.

Получается, что от Года кино мы не ждали ничего особенного. А если судить по кинопрессе, Год российского кино многими оракулами объявлен Годом его похорон: статьи полны уныния — «кина нет!». Конечно, пессимизм — наша любимая национальная забава, да и больших достижений наподобие «Дурака» или «Левиафана» действительно не было. Но и апокалипсисом вроде не пахнет — есть серьезные режиссерские и актерские удачи, есть картины, получившие резонанс за рубежом: «Ученик», «В лучах солнца», «Зоология», «Коробка»… «Рай» Андрея Кончаловского попал в девятку картин, номинированных на премию Американской киноакадемии; игровой космический этюд «Колыбель» молодого режиссера Артура Сухонина — после «Интерстеллара» и «Марсианина», на минуточку, — награжден в Лос-Анджелесе аналогом «Оскара» в сфере научного кино. Нежданно случился бросок российского кинематографа в Поднебесную: фильм-катастрофа «Экипаж» и фэнтези «Он — дракон» с успехом прошли в Китае, там ждут наше фантастическое «Притяжение» и снимается продолжение «Вия», уже с мировыми звездами. То есть год вышел как год — не хуже и не лучше других.

Год кино стимулировал развитие киносети — вот это важно: почти треть россиян до сих пор живут вдали от кинозалов. Но обещание построить сто кинотеатров в средних и малых городах, как и надо было ожидать в кризисное время, выполнено лишь частично. И пока главным средством популяризации наших картин остаются фестивали, число которых неудержимо растет. В 2016-м в их семью вошел большой Уральский фестиваль российского кино в Екатеринбурге, ему удалось до отказа заполнить залы 20 кинотеатров города и области зрителями, которые не ходили в кино годами, и тем доказать: наши фильмы по-прежнему востребованы, но в жестких экономических условиях для многих недоступны.

На интересный эксперимент пошли опытные продюсеры Игорь Толстунов и Александр Роднянский. Стремясь разрушить дурную альтернативу: либо кино массовое, либо художественное, — они привлекли к созданию блокбастеров признанных китов авторского кино Николая Хомерики и Алексея Мизгирева. Результаты альянса скорее обескуражили: несмотря на участие звезд и незаурядные актерские работы, «Ледокол» и «Дуэлянт» не принесли ни ожидаемого качества, ни ожидаемых сборов (1,4 — 1,5 млн зрителей), прививка артхауса к массовым жанрам не состоялась. Но за попытку спасибо: она сделала явным главный порок отечественного артхауса — хроническое неумение держать контакт со зрителем.

В Год кино в России были сняты 80 игровых полнометражных фильмов, из них 27 дебютов — смена поколений в нашем кино фактически завершилась, имена большинства авторов не числятся в списках обоих профессиональных киносоюзов. Иные дебютанты с места в карьер вырвались в лидеры: молодые превалируют и в числе лауреатов международных фестивалей, и в критических рейтингах. Среди киножанров доминирует комедия уровня «Жениха», не по рангу занявшего третье место в прокате, с игровым кино успешно конкурирует анимационное, возникли амбициозные постановочные проекты, но вообще исчезло музыкальное кино — некогда один из самых популярных в России жанров.

  • Моя личная топ-десятка игровых фильмов 2016 года выстроилась так:

1. Ученик (Кирилл Серебренников). Отчетливо вижу недостатки картины, связанные с переносом сюжета с немецкой на российскую почву, а также с театральной сцены на киноэкран. Но актуальность взрывоопасной темы и убедительность ее трактовки их с лихвой искупает: после успеха в Канне фильм стал главным общественным событием года в России.

2. Экипаж. Режиссер Николай Лебедев безусловный лидер в массовом кино, он идеально знает законы зрительского восприятия, умеет создать напряжение, по-хорошему азартен, позитивный заряд его картин искренен и заразителен.

3. Коробка. Яркий дебют Эдуарда Бордукова, сочетающий увлекательный молодежный стиль с серьезным социальным смыслом.

4. Коллектор. Дебютант Алексей Красовский создал фильм редкого жанра монодрамы (один герой — один интерьер — реальное время), в совершенстве умея держать напряженное внимание зрителя.

5. Его дочь. Открытие нового якутского режиссера Татьяны Эверстовой, акварельно тонкий абрис детства и генетических связей человека с миром природы и своим прошлым.

Остальные пять картин Топ-десятки: «День до» (альманах группы режиссеров), «Тэли и Толи» (дебют Александра Амирова), «Золотая рыбка» (Александр Галибин), «Ке — ды» (Сергей Соловьев), «Рай» (Андрей Кончаловский).

Кроме того:

  • комедия года — «День выборов-2» (Александр Баршак),
  • дебют года — «Коллектор» (Алексей Красовский),
  • открытия года — Татьяна Эверстова («Моя дочь») и Артур Сухонин («Колыбель»),
  • киномузыка года — «Монах и бес» (Александр Соколов),
  • женская роль года — Ксения Раппопорт («Дама пик»),
  • мужская роль года — Константин Хабенский («Коллектор»),
  • кинозвезда года — Петр Федоров («Дуэлянт», «Ледокол»),
  • разочарование года — «Ледокол» (Николай Хомерики).

Лучшие зарубежные фильмы в нашем прокате 2016 года:

  • Тони Эрдманн (Марен Аде, Германия)
  • Прибытие (Дени Вильнев, Канада)
  • Под покровом ночи (Том Форд, США)
  • Сын Саула (Ласло Немеш, Венгрия)
  • Кэрол (Тодд Хейнс, США)
  • Омерзительная восьмерка (Квентин Тарантино, США)
  • Служанка (Пак Чхан-ук, Корея)
  • Шпионский мост (Стивен Спилберг, США)
  • Я, Даниэль Блэйк (Кен Лоуч, Великобритания)
  • Это всего лишь конец света (Ксавье Долан, Франция)
Источник.
About admin