Валерий Кичин. Апокалипсис откладывается

Чего мы ждали от Года кино? Лавины шедевров – но с чего бы вдруг? Взрыва зрительского интереса к нашему кино? Будут хорошие фильмы – будет интерес, как это произошло с лидером проката “Экипажем” Николая Лебедева (5,4 млн зрителей). Но это по-прежнему разовые прорывы, и доля российского кино в кассовых сборах года осталась примерно на том же уровне 18 процентов. И расти ей пока нет особых причин.

Получается, что от Года кино мы не ждали ничего особенного. А если судить по кинопрессе, Год российского кино многими оракулами объявлен Годом его похорон: статьи полны уныния – “кина нет!”. Конечно, пессимизм – наша любимая национальная забава, да и больших достижений наподобие “Дурака” или “Левиафана” действительно не было. Но и апокалипсисом вроде не пахнет – есть серьезные режиссерские и актерские удачи, есть картины, получившие резонанс за рубежом: “Ученик”, “В лучах солнца”, “Зоология”, “Коробка”… “Рай” Андрея Кончаловского попал в девятку картин, номинированных на премию Американской киноакадемии; игровой космический этюд “Колыбель” молодого режиссера Артура Сухонина – после “Интерстеллара” и “Марсианина”, на минуточку, – награжден в Лос-Анджелесе аналогом “Оскара” в сфере научного кино. Нежданно случился бросок российского кинематографа в Поднебесную: фильм-катастрофа “Экипаж” и фэнтези “Он – дракон” с успехом прошли в Китае, там ждут наше фантастическое “Притяжение” и снимается продолжение “Вия”, уже с мировыми звездами. То есть год вышел как год – не хуже и не лучше других.

Год кино стимулировал развитие киносети – вот это важно: почти треть россиян до сих пор живут вдали от кинозалов. Но обещание построить сто кинотеатров в средних и малых городах, как и надо было ожидать в кризисное время, выполнено лишь частично. И пока главным средством популяризации наших картин остаются фестивали, число которых неудержимо растет. В 2016-м в их семью вошел большой Уральский фестиваль российского кино в Екатеринбурге, ему удалось до отказа заполнить залы 20 кинотеатров города и области зрителями, которые не ходили в кино годами, и тем доказать: наши фильмы по-прежнему востребованы, но в жестких экономических условиях для многих недоступны.

На интересный эксперимент пошли опытные продюсеры Игорь Толстунов и Александр Роднянский. Стремясь разрушить дурную альтернативу: либо кино массовое, либо художественное, – они привлекли к созданию блокбастеров признанных китов авторского кино Николая Хомерики и Алексея Мизгирева. Результаты альянса скорее обескуражили: несмотря на участие звезд и незаурядные актерские работы, “Ледокол” и “Дуэлянт” не принесли ни ожидаемого качества, ни ожидаемых сборов (1,4 – 1,5 млн зрителей), прививка артхауса к массовым жанрам не состоялась. Но за попытку спасибо: она сделала явным главный порок отечественного артхауса – хроническое неумение держать контакт со зрителем.

В Год кино в России были сняты 80 игровых полнометражных фильмов, из них 27 дебютов – смена поколений в нашем кино фактически завершилась, имена большинства авторов не числятся в списках обоих профессиональных киносоюзов. Иные дебютанты с места в карьер вырвались в лидеры: молодые превалируют и в числе лауреатов международных фестивалей, и в критических рейтингах. Среди киножанров доминирует комедия уровня “Жениха”, не по рангу занявшего третье место в прокате, с игровым кино успешно конкурирует анимационное, возникли амбициозные постановочные проекты, но вообще исчезло музыкальное кино – некогда один из самых популярных в России жанров.

  • Моя личная топ-десятка игровых фильмов 2016 года выстроилась так:

1. Ученик (Кирилл Серебренников). Отчетливо вижу недостатки картины, связанные с переносом сюжета с немецкой на российскую почву, а также с театральной сцены на киноэкран. Но актуальность взрывоопасной темы и убедительность ее трактовки их с лихвой искупает: после успеха в Канне фильм стал главным общественным событием года в России.

2. Экипаж. Режиссер Николай Лебедев безусловный лидер в массовом кино, он идеально знает законы зрительского восприятия, умеет создать напряжение, по-хорошему азартен, позитивный заряд его картин искренен и заразителен.

3. Коробка. Яркий дебют Эдуарда Бордукова, сочетающий увлекательный молодежный стиль с серьезным социальным смыслом.

4. Коллектор. Дебютант Алексей Красовский создал фильм редкого жанра монодрамы (один герой – один интерьер – реальное время), в совершенстве умея держать напряженное внимание зрителя.

5. Его дочь. Открытие нового якутского режиссера Татьяны Эверстовой, акварельно тонкий абрис детства и генетических связей человека с миром природы и своим прошлым.

Остальные пять картин Топ-десятки: “День до” (альманах группы режиссеров), “Тэли и Толи” (дебют Александра Амирова), “Золотая рыбка” (Александр Галибин), “Ке – ды” (Сергей Соловьев), “Рай” (Андрей Кончаловский).

Кроме того:

  • комедия года – “День выборов-2” (Александр Баршак),
  • дебют года – “Коллектор” (Алексей Красовский),
  • открытия года – Татьяна Эверстова (“Моя дочь”) и Артур Сухонин (“Колыбель”),
  • киномузыка года – “Монах и бес” (Александр Соколов),
  • женская роль года – Ксения Раппопорт (“Дама пик”),
  • мужская роль года – Константин Хабенский (“Коллектор”),
  • кинозвезда года – Петр Федоров (“Дуэлянт”, “Ледокол”),
  • разочарование года – “Ледокол” (Николай Хомерики).

Лучшие зарубежные фильмы в нашем прокате 2016 года:

  • Тони Эрдманн (Марен Аде, Германия)
  • Прибытие (Дени Вильнев, Канада)
  • Под покровом ночи (Том Форд, США)
  • Сын Саула (Ласло Немеш, Венгрия)
  • Кэрол (Тодд Хейнс, США)
  • Омерзительная восьмерка (Квентин Тарантино, США)
  • Служанка (Пак Чхан-ук, Корея)
  • Шпионский мост (Стивен Спилберг, США)
  • Я, Даниэль Блэйк (Кен Лоуч, Великобритания)
  • Это всего лишь конец света (Ксавье Долан, Франция)
Источник.
About admin