М. Найт Шьямалан прославился в начале 2000-х, создав своего рода фирменный бренд тягучего сомнамбулического триллера с непременным твистом в финале. “Шестое чувство”, “Неуязвимый” и даже совсем уже странные “Знаки” и “Таинственный лес” крепко привязывали зрителя к экрану, но за ними последовали фильмы, провальные как в творческом, так и в коммерческом отношении, и слова “фильм Шьямалана” утратили свою магическую силу. Но, судя по успеху его новой работы (на сегодняшний день сборы “Сплита” в мировом прокате составили почти $250 млн при бюджете всего $9 млн), период неудач наконец закончился, и фамилия режиссера на афише снова перестала отпугивать зрителей.
Пока девушки пытаются сбежать из подвала, по дороге, на радость зрителям, теряя предметы одежды, герой Макэвоя в еще одной своей ипостаси — жовиального модного дизайнера — регулярно ходит на прием к доктору Флетчер (Бетти Бакли), психиатру, специализирующемуся на пациентах с диссоциативным расстройством личности. Доктор нужна в сценарии для того, чтобы разъяснить зрителю, что же, собственно, происходит. Прием весьма прямолинейный, но, видимо, на когнитивные способности самих зрителей Шьямалан сейчас рассчитывает гораздо меньше, чем во времена “Шестого чувства”. Выясняется, что Кевин, он же Барри, он же Деннис, он же Патриция и так далее,— давний пациент доктора Флетчер и в нем сосуществуют аж 23 личности, причем каждую из них психиатр, вопреки мнению своих коллег и официальной медицины, считает совершенно отдельным человеком. Причины этого удивительного феномена, конечно же, с легкостью находятся в детстве героя, подвергавшегося моральному и физическому насилию со стороны жестокой матери, в ответ на которое его психика выработала своеобразную защиту.
Семнадцать лет назад Шьямалан снял фильм “Неуязвимый”, который, по сути, был экранизацией поговорки о том, что все, что не убивает нас, делает нас сильнее. В “Сплите” он развивает ту же идею. По мнению доктора Флетчер и, судя по всему, самого режиссера, люди, пережившие глубокие психологические травмы,— настоящие супергерои нашего времени, сумевшие развить способности, отличающие их от простых смертных. Вот и в Кевине до поры до времени скрывается суперспособная 24-я личность, только спасать мир она совсем не собирается — скорее, наоборот.
Старшеклассница Кейси тоже принадлежит к этому племени “выживших”: флешбэки из ее прошлого сообщают о том, что в детстве она стала жертвой своего дяди-педофила. Кейси — второй персонаж фильма, наделенный хоть какой-то индивидуальностью, пусть и все равно укладывающийся в стандартные жанровые клише (раздеть ее до практически отсутствующей майки режиссер тоже не забывает). В отличие от двух других девушек, она не полагается на уроки выживания, известные по фильмам и книжкам, а затевает с похитителем игру в кошки-мышки, в которой оба насильники и оба жертвы.
Эта игра длится первые две трети фильма, однако в последней части “Сплит” делает резкий поворот в сторону сверхъестественного. И если зритель готов принять такие правила игры, то его ждет вполне захватывающее зрелище, разве что несколько провисающее в финале (впрочем, преданным фанатам Шьямалана там приготовлен специальный подарок).
И конечно, главный аттракцион фильма, который делает его чем-то более интересным, чем просто крепко сбитый, но не выдающийся триллер “про маньяка”,— это Джеймс Макэвой. Он с блеском и явным удовольствием играет восемь персонажей одновременно, включая женщину, ребенка и специалиста по истории стран Азии и Африки. Макэвой выдает один роскошный актерский этюд за другим, буквально за пару секунд полностью меняя пластику и мимику, жонглируя акцентами и вызывая смех, страх, жалость — иногда одновременно. И хотя теория о сверхспособностях вряд ли заслуживает доверия, глядя на танец актера под песню “Frogbass”, в нее даже начинаешь немножко верить.