Эмилия Деменцова. Раввин на танцполе 

Встретились как-то хасид, католик, имам и сикх… Это могло бы стать началом анекдота, но послужило основой для уникальной комедии, в которой религиозные и этнические разногласия оказались преодолены в танце. Для танго, как известно, нужны двое, а танго втроем – нечто из области обоюдоострых любовных треугольников, но режиссер Гэбриел Болонья опрокинул на танцевальный паркет привычные представления о границах жанров, религий и принципов. Дабы пафос мультикультурализма и инклюзии не вознесся слишком высоко от зрителя, в качестве продюсера был приглашен Джоэл Цвик, снявший «Мою большую греческую свадьбу» и, разумеется, без женитьбы здесь не обошлось.

Ортодоксальный хасид (Йос Лэниадо), которому запрещено прикасаться к женщинам кроме жены, и профессиональная танцовщица (Карина Смирнофф) – не окажись каждый из них в кризисе (финансовом, личном, духовном), – они никогда бы не встретились. Как во многих танцевальных фильмах – в центре сюжета здесь участие в конкурсе, на кону которого больше, чем шансов победить. Пока герои разучивают движения, им и окружающим (включая зрителей) предстоит научиться гораздо более важным вещам, способным существенно улучшить жизнь и мир, проиграть которые куда более драматично.

Фильм успешно путешествует по международным фестивалям под названием «Танго Шалом», но российские прокатчики, переназвав его, – «Руки прочь!», – видимо, решили обыграть тему тотальной социальной антитактильности. А между тем, «шалом» – это мир, и фильм поистине увлекает в пляс мировые неразрешенные вопросы веры, нетерпимости и разногласий. Неслучайно, распространению кинокартины содействует ЮНЕСКО. Ошибочен, однако, поспешный вывод, что «Руки прочь!» относится к фильмам о терпимости, для просмотра которых нужно запастись изрядной долей терпения. Это броская, динамичная, и, несмотря на название, исключающее прикосновения, трогательная комедия поистине ручной выделки.

«Руки прочь!» – семейный фильм в полным смысле слова. В нем снялись родители режиссера – Джозеф Болонья (соавтор сценария), для которого роль священника стала последней, и превосходная комедиантка Рене Тейлор, а также его сестра-кинокомпозитор Зизи Болонья, составившая феерический саундтрек, в котором переплелись клезмер, латиноамериканская музыка и, впервые в кино, хор Ватикана. Братья по жизни Йос и Клаудио Лэниадо, соблюдающие евреи, не работающие в субботу и начинавшие каждый съемочный день с молитвы, сыграли братьев и на экране. Именно Йосу во время танцев в синагоге пришла идея фильма о танцующем раввине и о преодолении кажущихся неразрешимыми противоречий. Желание снимать кино не только со сверхзадачей, но миссией, стало основой для кинокомпании братьев, беженцев из Египта, которым пришлось скитаться по Европе и США. Фирму назвали Convivencia Forever Films (досл. «Сосуществование навсегда»), отсылая к периоду испанской истории, когда христиане, мусульмане и евреи жили в относительном мире. Эта же мысль становится центральной и для «Руки прочь!», балансирующего между самоироничным фаном и безобидной профанацией, ведь среди его консультантов – представители четырех мировых религий.

 Легкий, как воздушный шар (тоже персонаж сюжета, потомок культовой короткометражки Альбера Ламориса), фильм, дающий повод для искреннего неглумливого смеха стремится быть поучительным, а не поучающим. Поднявшись над бытовым и душевным и не заносясь в высокодуховное, он парит на собственной покоренной высоте – воодушевления, и все у него, как у героев, вытанцовывается.

 Эмилия Деменцова, «КиноРепортер»