В Севастополе прошел XI международный фестиваль документального кино и телепрограмм «Победили вместе». Евгений Майзель о нынешнем состоянии фестиваля и о вызовах, которые ему придется решать в будущем.
Несмотря на то, что номинально форум прошел в Севастополе уже в одиннадцатый раз, его можно назвать относительно новым. Дело в том, что большую часть своего существования фестиваль курировали украинские ведомства (Минкульт, Гостелерадио), но после известных событий годовалой давности (нейтрального обозначения для которых в российском политическом лексиконе так и не сложилось) у него сменились хозяева и, что еще более важно, отборщики: «Победили вместе» стали российскими, сохранив название и международный формат. Новая, российская версия«Победили вместе» в этом году прошла лишь во второй раз, а в полноценном (не «тестовом») режиме – и вовсе впервые, поэтому можно сказать, что форум как бы родился заново.
Программный директор Александра Жукова (один из самых многообещающих молодых российских кураторов, заведующая десятком российских фестивалей) собрала весьма обширную документальную программу из картин, привезенных почти из двадцати стран. Впечатляет не только география, но и размах конкурса: за пять фестивальных дней в кинотеатре «Победа» было показано четыре десятка фильмов, из них 22 – премьерных.
Вместе тем, судя по эстетическому и тематическому разбросу конкурсных работ, формат фестиваля пребывает пока еще в стадии формирования. Вопреки откровенно милитаристскому заголовку, его нельзя назвать фестивалем военного кино, наподобие, скажем, подмосковного«Волоколамского рубежа»: в конкурсе было показано множество картин, не имеющих к военной тематике никакого отношения. Таковы, например, «Грумант. Остров коммунизма» Ивана С. Твердовского о шахтерском коммунистическом кибуце на заполярном Шпицбергене или «Моление о воде» таджикского режиссера Толика Гадомамадова о древних обычаях жителей Памира. Нельзя ранжировать этот смотр и как «патриотический», поскольку в нем участвовали такие разнообразные и совсем не про патриотизм картины, как «Игра вслепую» Виктории Казариной о незрячей пианистке или «Туонельский лебедь» о симфонии Яна Сибелиуса «Калевала». Вообще для фестиваля с таким названием, да еще проходящего в такой ультра-пророссийской точке земного шара, как Севастополь (кто был, тот поймет), «Победили вместе» оказались на удивление неполитизированными и неконъюнктурными, ориентированными в первую очередь на культурные и общегуманитарные ценности, что следует поставить организаторам в большой и безусловный плюс. Благодаря этой стратегии, сиюминутным выгодам предпочитающей выстраивание долгосрочной репутации, здесь нашлось место и таким картинам, как «Мальчики и девочки доктора Живаго» Олеси Фокиной или «Вспоминая Параджанова. Венецианские беседы» Татьяны Данильянц, а во внеконкурсной программе игрового кино – экспериментальному «Ленинграду» Игоря Вишневецкого.
Судя по всему, наиболее точным будет определить фестиваль как посвященный «победе» в самом широком смысле этого слова – победе как преодолению. Будь то преодоление противника на поле боя («Забытый бой у мыса Сарыч» Сергея Барабанова и Григория Илугдина, «Кавказский рубеж – неизвестная война» Григория Нахапетова и другие), инертности общества («Цветы свободы» Мириам Леуц о кыргызстанской активистке, совершившей в условиях патриархального общества успешную политическую карьеру) или собственных слабостей (уже упомянутая «Игра вслепую»). А поскольку этот концепт достаточно широк и при желании под него можно подвести едва ли не все что угодно, «Победили вместе» в целом тяготеет к универсальному документальному формату – как, скажем, петербургское «Послание к человеку»или московский «Артдокфест». С той поправкой, что вместо интеллектуальной утонченности первого и фрондерской политизированности второго, на севастопольском смотре преобладает, скорее, архивно-розыскная направленность, живой интерес к отечественной истории («Непобежденный гарнизон» Игоря Калядина, «Наш бронепоезд» Михаила Дегтяря) – и явное тяготение к телевизионному формату, характерное для подавляющего большинства фильмов конкурса.
Последнее, между прочим, не стоит критиковать, поскольку не секрет, что современная отечественная документалистика – историческая, культурная, социальная (и нередко вполне «патриотическая» в любом смысле этого слова) – давно уже выдавлена из российского телеэфира, и кинофестивали для нее – по сути единственное место встречи со зрителем.
К слову, о зрителе. Помимо поиска своего формата, «Победили вместе» предстоит еще обзавестись своей аудиторией, приручить ее. На сегодняшний день кажется, что севастопольцы знают о фестивале не твердо. Думаю, проблема не только в недостаточном пиар-освещении мероприятия – за последние полтора десятка лет наш зритель отвык смотреть неигровое кино не только по телевизору, но и на большом экране. И это не печальная случайность, а неотъемлемое следствие целенаправленной государственной политики в области кинопроката. Тем не менее, примеры отдельных российских фестивалей документалистики – того же «Послания к человеку», «Артдокфеста» или, например, пермской «Флаэртианы» (называю лишь первые, пришедшие в голову) – показывают, что, если грамотно наладить дело, они способны сформировать своего зрителя, в некоторых случаях – повлиять на целые поколения. И не только зрителей, но и (будущих) кинематографистов. Так что имеет смысл пожелать многострадальному (как и многое на севастопольской земле) фестивалю – под чьей бы юрисдикцией он ни находился – терпеливого и спокойного выращивания и своей аудитории, и своего круга постоянных авторов.