Главный приз «Киношока» (как по традиции называют кинофорум бывших советских республик) достался «Небесному кочевью» Мирлана Абдыкалыкова (Киргизия), приз за режиссуру – «Модрису» Юриса Курситиса (Латвия). Приз фестивальной прессы присужден фильму известного литовского режиссера Шарунаса Бартаса «Покой нам только снится».
Жюри Гильдии киноведов и кинокритиков, в котором участвовал и кинообозреватель «НИ», впервые за почти четвертьвековую историю кинофорума не увидело в полнометражном конкурсе ни одного фильма, достойного «критического» поощрения, и ограничилось выдачей дипломов двум короткометражкам – «Секонд лайф» Оксаны Михеевой (Россия) «за оригинальную иллюстрацию необратимости превращения кукловода в куклу» и «Поодаль» Катерины Горностай (Украина) – «за художественное доказательство тезиса «лучше переспать, чем выспаться». В целом Анапский фестиваль был фактически поделен на две мало сообщающихся между собой части. На «Киношоке-1», прошедшем в центре города, показывали «кино для всех», предназначенное для жителей и гостей курорта, а на «Киношоке-2», который шел в пансионате на берегу моря, в небольшом зале смотрели и обсуждали «кино для избранных» гости и участники фестиваля. При этом заряд отрицательных эмоций, полученный первыми от попадавшихся в программе несмотрибельных опусов, нередко выстреливал в последних. Далее читателю предлагается нечто вроде отчета члена критического жюри о «подсудных» картинах.
1) «Окно» Николая Николайчука (Россия). Полнометражный повтор давнего короткого фильма с участием покойного Льва Дурова, построенного главным образом на разговорах двух пожилых обитателей больничной палаты. Режиссер омолодил персонажей и вместе с возрастом лишил их глубины, а трехкратное удлинение действия добавило в картину пустоты.
2) «Запрет» Алексея Козлова (Россия). Львиная доля действия происходит во время войны на необитаемом ладожском островке, где вследствие малоубедительных причин оказываются итальянский моряк, советский лейтенант и две монашки, деревенская молодка и внебрачная дочь священника и цыганки – вероятно, кочевавшей по озерным просторам вместе с табором. Цыганская дочь, едва завидев итальянца, до смерти в него влюбляется, а лейтенант до смерти его забивает, совокупляется с молодкой и неизвестно зачем остается один на острове, тогда как обе служительницы культа отправляются на лодке обратно в монастырь. Показ сопровождался сдавленным, а иногда и несдержанным стебом публики, изумленной тем, что столь беспомощное и в то же время претенциозное творение попало в конкурс. Хотя при нынешней политике Минкульта удивляться следует скорее тому, что приличные российские фильмы вообще продолжают появляться.
3) «Пейзаж» Елкина Туйчиева (Узбекистан). Пожилой профессор медицины усыновляет мальчика с раковыми опухолями в голове и в животе, который периодически умирает (сердца не слышно, пульс не прощупывается) и воскресает, причем по воскресениям обретает способность к исцелению других. После каждого врачевания целитель так взрослеет, как будто отливает пациенту часть своей жизни. Эта антинаучная фантастика сопровождается назойливой дидактикой, выдавливающей из зала любителей «фэнтези», так что остается неясным, для кого предназначена изготовленная режиссером жанровая смесь.
4) «А на седьмой день…» Армана Чилингаряна (Армения). Дед пытается вытащить внука из-под обломков разрушенного землетрясением дома, но делает это крайне неубедительно, а в конце фильма, похоже, окончательно лишается рассудка, нацепляет на грудь медаль за победу над Германией и с поднятыми руками выходит навстречу немецким спасателям. Кроме всего прочего, режиссер включил в картину потрясающие хроникальные кадры землетрясения в Армении и тем самым вынудил зрителей сравнить реальность с ее имитацией, чем сразу же убил свою инсценировку.
5) «Модрис» Юриса Курситиса (Латвия, приз за режиссуру). Вялотекущая история семнадцатилетнего игромана, который в начале фильма крадет у матери обогреватель и получает условный срок, а к концу зарабатывает на реальный и отправляется в тюрьму, куда к нему приезжают на свидание мать с давно бросившим семью отцом. Одноклеточный персонаж, отсутствие социального смысла и финал, подталкивающий к выводу, что для обретения блудного папаши следует сесть за решетку, – сомнительный выбор победителя в режиссерской номинации.
6) «Младший брат» Ермека Турсунова (Казахстан, приз за лучшую мужскую роль). Сентиментальный экшн про киллера, к которому режиссер изо всех сил старается привлечь зрительские симпатии, оставляя за кадром кровавые последствия его деятельности и вместо этого показывая, как он любит сынишку и не может застрелить плохого старшего брата.
7) «Там, за горами» Левана Тутберидзе (Грузия). Постановщик решил показать столкновение европейца с традиционным миром уединенной в горах грузинской деревушки и отправил туда молодую англичанку, не имеющую ничего общего с реальными британками, знакомыми с колонизаторским опытом своей страны и психологией разных аборигенов. Девица, не обращая внимания на предостережения своего любовника и его начальника-профессора, лезет к местному абреку и страшно оскорбляется, когда он набрасывается на нее без любовных признаний, вообще без единого слова.
8) «Полет золотой мушки» Ивана Кравчишина (Украина). Бессильный последыш украинского «поэтического кино» прошлого века. Этнографический балаган с беспощадно переигрывающими актерами.
9) «Воздушный Сафар» Далера Рахматова (Таджикистан). Молодой таджик натыкается на своего двойника-француза, прилетевшего в Среднюю Азию на воздушном шаре и потерявшего сознание от удара молнии. Таджик случайно улетает, а его родная мать и все односельчане принимают за него очнувшегося француза, что дает почву для юмора, столь же наивного, как вся эта история. Для симметрии было бы лучше, если бы таджик долетел до Франции и его бы тоже приняли за своего, но у продюсера, похоже, не хватило денег на зарубежную экспедицию.
10) «Покой нам только снится…» Шарунаса Бартаса (Литва–Россия–Франция). Фильм, основанный на личных переживаниях играющего центральную роль режиссера, которые он с достаточным тактом, но без особого успеха пытается сделать общими.
11) «Небесное кочевье» Мирлана Абдыкалыкова (Киргизия, главный приз). Короткометражка с хорошими исполнителями и едва намеченным сюжетом, без художественной необходимости растянутая в полнометражный фильм о быте кочевой семьи.