«Наваждение» Алекса Гибни: вся правда о сайентологии

Посмотрев самый нашумевший документальный фильм года, Антон Долин убедился в том, что он актуален не только для Америки.
«Наваждение», вероятно, важнейший документальный фильм года. Собственно, если вы следите за неигровым кино, в рекламе он не нуждается: на новую работу Алекса Гибни, уже получившую три «Эмми», в том числе за лучшую картину года, побежите без лишних рекомендаций. Если же вы о Гибни не слышали, просто имейте в виду: выбирая единственный документальный фильм в году, который необходимо видеть, остановитесь на этом.

В материале, который затрагивает картина, меж тем в России разбираются только специалисты, тогда как в Штатах о нем знают более-менее все (недаром первый показ «Наваждения» собрал на HBO пять с половиной миллионов зрителей). Речь о Церкви сайентологии — влиятельнейшей и богатейшей американской религиозной организации, книги которой в нашей стране признаны экстремистскими. Тот редкий случай, когда велик соблазн согласиться с запрещающими органами. Особенно после просмотра фильма Гибни. Сенсационность сделанных там разоблачений подана в форме профессионально скроенного и увлекательного, не отпускающего ни на минуту сюжета — голливудского в лучшем смысле слова. Хотя бюджет «Наваждения» сравнительно скромен, это настоящий блокбастер: недаром среди исполнителей главных ролей Джон Траволта и Том Круз. Правда, есть нюанс. Использованы архивные съемки, поскольку от интервью съемочной группе обе звезды отказались. Как и прочие представители Церкви сайентологии, активно, но безуспешно пытавшиеся препятствовать сперва появлению картины на свет, а потом ее показу широкой публике.


Гибни, создателю нашумевших, иногда скандальных картин, среди которых «Мы крадем секреты: История «Викиликс» и «Ложь Армстронга», фильмы о Хантере Томпсоне и Кене Кизи, к подобным наездам не привыкать. Иначе он бы и не отважился атаковать настолько могущественную корпорацию. Ведь сайентологи показаны в фильме прежде всего как капиталисты, высшая цель которых — беззастенчивое обогащение за счет жертв и их бесстыжая эксплуатация. Даже борьба за официальное признание «церковью» — важная часть борьбы за преуспеяние: это в Америке освобождает от уплаты налогов. Сайентологи гордятся тем, что посмели бросить вызов государству и выиграть в противостоянии.

Но экономическая сторона деятельности Церкви, конечно, не препятствует основной — изготовлению первоклассного опиума для народа, причем не для всех, а только для посвященных и желательно обеспеченных. Из «Наваждения» вы узнаете о том, что такое Е-метр и одитинг, откуда взялась дианетика и с чего началась слава Рона Хаббарда. Будут и мощные спойлеры насчет главного откровения сайентологов, связанного с созданием жизни на Земле инопланетянами. Многочисленные вопросы, возникавшие у российского зрителя при просмотре шедевра Пола Томаса Андерсона «Мастер», будут сняты — все прояснится: оказывается, та картина лишь казалась сновидческой и иррациональной,  а на самом деле рассказывала о росте секты с точностью едва ли не документальной. Кстати, о прояснении. Немного обидно, что в нашем прокате картина Гибни получила такое однозначное, почти карикатурное название. Оригинальное «Going Clear» не в пример двусмысленней и тоньше. Предлагаемому «просветлению» сайентологии в нем противопоставлен подлинный свет сомнения и трезвости.

 Носителями этого света выступают не только двое авторов — сам Гибни и автор сценария, он же рассказчик, автор разоблачительной книги о сайентологии Лоренс Райт. Главные свидетели этого процесса — еретики и отступники, покинувшие Церковь по тем или иным причинам: одни занимали в ее иерархии весьма значительные позиции, другие известны по иным причинам. Например, Пол Хаггис знаменит как сценарист и режиссер, создатель получившего «Оскар» фильма «Столкновение» (попутно мелькает гадкая мысль: уж не тогдашнему ли членству во всемогущей Церкви Хаггис обязан победой своей картины над фаворитом того года — «Горбатой горой»?). Их откровения структурируют «Наваждение». После вступительного представления действующих лиц идет подробная предыстория организации. Вторая половина картины рассказывает о нынешнем состоянии дел в Церкви.

Гибни не смущают интимные детали — но это стратегия контрнаступления, поскольку сами сайентологи не гнушаются грязными методами. Нельзя не признать, что рассказанная здесь подоплека развода Тома Круза и Николь Кидман звучит страшновато и убедительно (оказывается, в Кидман сайентологи увидели врага еще в самом начале их романа, когда узнали, что ее отец — психолог). Есть и более жуткие сюжеты: например, о Яме, куда ссылаются для исправления непослушные члены паствы, в порядке епитимьи вынужденные отчищать общественные сортиры зубной щеткой. И это если повезет; в противном случае придется проделать ту же работу языком.

Важный вопрос: зачем «Наваждение» нужно зрителям тех стран, где сайентология не настолько распространена и влиятельна? И вообще, не пропагандистский ли это шаг — выпустить в сегодняшний прокат картину, столь откровенно критичную по отношению к одному из столпов американского социума? Разумеется, такой подход тоже возможен. Но как любой хороший документальный фильм, «Наваждение» говорит о большем, чем заявлено. Прежде всего это картина о механизмах власти и подавления. О диктатуре большинства, о главном и стародавнем парадоксе веры: «Верую, ибо абсурдно». Но и о сопротивлении личности тоже, о здравости и собственном достоинстве. С этой точки зрения и для нас — возможно, для нас в особенности — «Наваждение» является фильмом не только актуальным, но даже подрывным. В лучшем смысле слова.

Источник.