С 20 по 27 сентября 2015 состоялся ХХII Международный фестиваль анимационных фильмов «КРОК». Самый любимый мультипликаторами смотр последние годы переживает нелегкие времена, но продолжается вопреки всем обстоятельствам. В течение недели на «КРОКе» бурлит творческая жизнь: показы, обсуждения, мастер-классы, прогулки, выездные мероприятия, посиделки, капустники завершаются торжественной церемонией закрытия, на которой в этом году чествовали российских конкурсантов.
Многие годы «КРОК» проходил поочередно в России и Украине. Южный, украинский «КРОК» был посвящен новым работам опытных режиссеров и мастеров, конкурс российского составляли студенческие, дипломные и дебютные работы. В этом году впервые за долгое время «взрослый» «КРОК» прошел в России, на корабле, следующем из Москвы в Петербург. Фестиваль получил финансовую поддержку Министерства культуры РФ, помощь давнего друга аниматоров, французского мецената Франсуа Саломона. Сейчас каждый «КРОК» воспринимается как чудо, большая победа организаторов в стихийных, сложных обстоятельствах, и огромный подарок международному анимационному сообществу.
На «КРОКе» царит удивительная творческая атмосфера. Мультипликаторы из разных стран легко находят общий язык. Они вместе смотрят и обсуждают работы, охотно делятся впечатлениями, новостями, замыслами… Участники и гости «КРОКа» находятся во всех смыслах в одной лодке. Высокая концентрация творческой энергии выливается на задорных капустниках, зажигающем карнавале, а итогом этого веселья становятся новые знакомства, творческие контакты, заряд энергией на весь следующий, тяжелый рабочий год.
Показы конкурсных фильмов сопровождаются обсуждениями, которые в этом году проводили кинокритик Лариса Малюкова и известный режиссер анимационного кино Игорь Ковалев. Зарубежные режиссеры вообще не привыкли к тому, что их труд обсуждается публично и подвергается критике, пусть и очень легкой. Вместе с тем, эта практика очень полезна и, действительно, может помочь автору. Дорогого стоит возможность обратной связи, но из года в год этот русский формат общения встречает недоумение и отторжение у ряда зарубежных гостей. Тем ценнее, что оргкомитет фестиваля продолжает организовывать и проводить встречи, которые приносят пользу тем, кто готов выйти на честный, пусть порой непростой разговор.
Поучиться на «КРОКе» можно не только благодаря обсуждениям. Насыщенная образовательная программа вместила мастер-классы членов жюри конкурса. Своим опытом поделился художник, арт-директор «Симпсонов», ученик Александра Татарского Дмитрий Маланичев (Россия-США). О школе визуальных искусств в Нью-Йорке и ее студентах рассказал декан факультета кино, видео и анимации, режиссер, продюсер, актер Риивз Леманн (США). Кино- и театральный критик Дина Годер (Россия-Израиль) раскрыла возможности взаимодействия анимации и театра. Режиссер и педагог из Японии, мастер абстрактной мультипликации Майя Ионешо поведала о своем творческом пути и становлении. Режиссер, сценарист и художник с Украины Олег Педан, создавший заставку фестиваля «КРОК-2015», показал свои новые работы и раскрыл некоторые секреты трудоемкого, ручного мастерства.
К сожалению, теплоход не может вместить всех желающих, и для многих поклонников анимационного искусства «КРОК» остается недостижимой мечтой, однако в этом году желающие смогли стать зрителями фестиваля – параллельно с показами на теплоходе состоялись сеансы конкурсных программ в московской сети кинотеатров «Москино» и в Петербурге – в кинотеатре «Аврора» и музее современного искусства «Эрарта».
За качество насыщенной конкурсной программы на «КРОКе» традиционно отвечает селекционная комиссия, которая не только отсеивает фильмы, но и распределяет избранные работы по категориям. В этом году ими была придумана новая категория off limits (нечто из ряда вон выходящее), были сохранены разделы «фильмы для детей» и «прикладная анимация». Если к самому отбору нет никаких претензий (программа собрана сильная, интересная), то в некоторых случаях отнесение фильма к той или иной категории вызывало вопросы.
В конкурсной программе каждого «КРОКа» присутствуют свои доминантные темы, сюжеты, образы. В этом году основной стала тема смерти. В четверти конкурсных фильмов смерть появлялась как элемент сюжета, драматичный финал или даже персонаж. Лирическое отношение к мрачной фигуре с косой выражено в «Коде» (режиссер Алан Холли, Ирландия): после трогательного общения Смерть обнимает свою жертву, словно возлюбленного. В легкой, нежной технике песочной анимации создан атмосферный ужастик «Зепо» (режиссер Сезар Диас Мелендес, Испания), главная героиня которого погибает в страшном лесу. Приза удостоилась лента «Купальня» (режиссер Томек Дуки, Польша), повествующая о двух старушках, плывущих наперегонки в бассейне. Под водой они оказываются в мире своей молодости, на соревнованиях. Одна – вернется в реальный мир, а другая, нырнув, останется в прошлом.
Вообще, многие зарубежные авторы по-прежнему стремятся снимать экспрессивное кино на серьезные темы, часто считая детские, добрые, веселые фильмы ерундой. Поэтому на международном фестивале хватает тяжелых лент, наполненных нездоровой сексуальностью, жестоким насилием, искажениями реальности, негативным отношением к миру и людям. Однако вместе с ними появляются совсем иные и самые разные ленты: легкая трагикомедия о победе над смертью «Рапсодия в розовом цвете» (режиссер Брам Монди, Бельгия); нежная по содержанию и воплощению картина о взаимоотношениях супругов «Песня» (режиссер Инес Седан, Франция); плавная и ритмичная, настроенческая «Утренняя серенада» завсегдатая «КРОКа» Мауро Карраро (Швейцария). Приз за лучший дебют получила пронзительная история взаимоотношений братьев «Юль и змея» (режиссер Габриэль Арэль, Франция). Психологическая драма о предательстве и прощении подчеркивается техникой: тонкий и острый графический рисунок разрывается цветным и мягким изображением подвижной змеи, которая стала причиной конфликта.
Нашлось место и разнообразным комедиям. Черная комедия «Джонни-экспресс» (Ву, Кьюнминь, Республика Корея) поведала о посыльном, который приземлился на маленькой планете и отправился гулять в поисках адресата, не замечая, что растаптывает микроскопический мегаполис. Сатира «Ода любви» (Мэтью Даррэг, Ирландия) повествует о непростых взаимоотношениях одичалого островитянина и простой палки, одушевляемой героем. Абсурдистская лента «Гюнтер» (Эрик О, Республика Корея) представляет динамичные зарисовки из жизни разных продуктов: все они пытаются съесть друг друга, пока странный Гюнтер предлагает бросить все и танцевать. На свое счастье к финалу Гюнтер понимает, что он – сосиска, и потому благополучно вписывается в этот странный, слегка придурковатый мир.
Удивительно, что осталась без призов пронзительная психологическая драма «Пляжные флаги» (режиссер Сара Саидан, Франция, Иран) о спортсменках, сражающихся за шанс вырваться из закрытой страны и своего обреченного существования на международные соревнования, в новую жизнь. Награды – это всегда немножко лотерея, но в этом году больше всего повезло представителям русской школы. К тому же самая большая часть конкурсной программы была именно от России. Остается порадоваться за успех нашей анимации и чуть-чуть погрустить за зарубежных гостей фестиваля, для которых в плане наград «КРОК» во многом прошел мимо.
Исключением стал приз зрительских симпатий, определяемый по итогам голосования на корабле, который достался «Сексуальной стирке» (режиссер Изабела Плючиньска, Германия, Польша, Канада). Герои истории – 50-летние супруги, проводящие день в гостиничном номере. Они говорят о сексе и небезуспешно пытаются возродить свои чувства: разговорная картина, построенная на точных, смешных диалогах, обладает яркой пластичной выразительностью. Герои выполнены из пластилина, и именно этот материал позволяет передать тонкие мимические движения карикатурных персонажей, ироничное отношение к телу, тактильному контакту, физической близости.
Российскими триумфаторами «КРОКа» стали: Екатерина Соколова с драмой «Волк Вася» о существе, которое для всех оказывается чужаком; Наталья Березовая с продолжением своего легендарного мультфильма о поросенке, первым эпизодом нового сериала «Поросёнок. Няня»; Константин Бронзит с признанным шедевром «Мы не можем жить без космоса» и Светлана Филиппова, удостоенная Гран-При. Ее «Брут» – тонкое полотно, тяготеющее как к импрессионизму манерой выхватывать образы как будто из потока воспоминаний, так и к экспрессионизму способом подачи: уверенные, жесткие, временами нежные росчерки угля раскрывают историю пса, отнятого у хозяйки-еврейки и перевоспитанного в безжалостного служителя концлагеря.
Помимо этих призов и пяти дипломов наши мультипликаторы получили еще один, самый трогательный и, пожалуйста, важный: специальный приз оргкомитета «Сова» за радость совместного творчества. Награду принял продюсер фильма-джема «Совы нежные» Сергей Капков – он помог довести до победного конца идею, возникшую именно на «КРОКе». Мультипликаторы из разных городов и стран решили сделать совместный фильм на полюбившуюся песню: каждый взял себе по строчке (а кто-то особенно плодовитый – по несколько), и сделал эпизод на несколько секунд. Традиция и формат киноджема – не новы, но именно сейчас они столь необходимы. «Объединяйтесь, любите друга друга, только не воюйте!» – призывал Игорь Ковалев, вручая награду. Джем своеобразно подчеркнул ключевую особенность прошедшего XXII КРОКа – радость совместного творчества, содружества, обмена растушевывала различия между участниками из разных стран. Все они оказались в первую очередь мультипликаторами, то есть немного сумасшедшими, чудаковатыми, открытыми и отчаянными личностями, а потому – близкими и родными друг другу людьми. Сам «КРОК» существует вопреки всем проблемам и невзгодам, и именно он дает надежду, что только вместе, на корабле мира, дружбы, сотворчества, мы сможем преодолеть все невзгоды.
Источник.