В Киеве объявили победителей 45-го Международного кинофестиваля «Молодiсть». Всю неделю публика заполняла залы кинотеатра «Киев» и других фестивальных площадок города, чтобы увидеть срез мирового кинопроцесса за последний год, представленный многочисленными конкурсными и внеконкурсными программами. Девиз важнейшего киносмотра Украины в этот раз звучал так: «Поймай свое кино». Выбирать действительно было из чего.
Программа киевского смотра настолько обширна, что зрителю неизбежно приходится решать, на чем сконцентрировать внимание. Конкурс состоит из трех полнометражных секций, включающих основной блок, детскую программу и «Солнечный зайчик» – младший брат берлинского «Teddy Award», посвященный фильмам ЛГБТ. В этом году он открывался ретроспективным показом ленты Хайнера Карова «Каминг-аут», которая была снята в ГДР, а ее премьера совпала с днем падения Берлинской стены, благодаря чему скромная психологическая драма приобрела яркое общественно-политическое звучание. К слову, сегодня – после Майдана – все, происходившее в августе 1991 года в Ленинграде, также воспринимается иначе, как признался режиссер Сергей Лозница после киевской премьеры своего нового хроникального фильма «Событие».
Помимо полнометражных в конкурсе «Молодости» – три короткометражные программы: студенческие фильмы, дебюты, а также отдельный национальный конкурс. Поскольку фестиваль начинался в 1970 году как смотр работ киевских студентов-кинематографистов, именно короткий метр по-прежнему вызывает наибольший интерес.
Взаимоотношения в семье, проблематика отцов и детей – одна из основных тем студенческих фильмов этого года, а протагонистами нередко выступают дети (и совсем маленькие, и уже выросшие). Драматичный, наполненный сильными эмоциями фильм немецкого режиссера Патрика Фольрата «Все будет хорошо» повествует о попытке отца украсть свою маленькую дочку у матери, с которой они развелись, и увезти чадо как можно дальше от родного дома. Необычный сюжет предлагает в фильме «Прятки» японка Кимие Танака: это история братьев, один из которых страдает социофобией и, кажется, сознательно не стремится бороться со своим недугом.
На фоне трудных психологических драм особенно выигрышно смотрелся снятый в Англии фильм итальянского режиссера Томмазо Питты «Как я не стал пианистом» об очень упорном мальчике, который решил, что музыка – его истинное призвание, и в прямом смысле слова довел до могилы свою пожилую учительницу. Эта комедия с элементами специфического черного юмора предсказуемо завоевала сердца публики и кроме приза зрительских симпатий получила специальное упоминание жюри. Лучшим в международном студенческом конкурсе был признан фильм швейцарца Кристофа Сабера «Дисциплина» – парадоксальная притча, где желание девочки купить в магазине сладости выводит ее отца из себя, пощечина дочери вызывает возмущение другой покупательницы, и постепенно все присутствующие ввязываются в многонациональный конфликт, где на поверхность выходят всевозможные стереотипы и затаенные комплексы.
Триумфатором международного короткометражного конкурса стала Польша. Главный приз здесь получил «Мизинец» Томаша Чихоня, а специальное упоминание досталось «Молочному брату» выпускника Школы Вайды Ваграма Мхитаряна, уже ставшего лауреатом множества фестивалей по всему миру. «Мизинец» поднимает проблемы чести и смелости в бесчестной и трусливой действительности, «Молочный брат» – медитативная поэтическая лента о необычной дружбе мальчика и барашка на фоне горных пейзажей Армении. Стоит отметить, что обе ленты сняты в Студии Мунка, созданной в 2008 году при Союзе кинематографистов Польши с целью поддержки начинающих кинематографистов.
Отдельного упоминания заслуживает картина американки Лимор Диамант «Замеченная», которая, увы, не была замечена жюри. Этот фильм, проникнутый сюрреалистическим юмором, иронией и неповторимой атмосферой тайны, рассказывает об одинокой сотруднице почты. Однажды она замечает, что сосед в окне напротив подглядывает за ней в подзорную трубу. Героиня подхватывает эту игру, что приводит к неожиданным последствиям. «Замеченная» – синефильский фильм, здесь впрямую цитируется Серджио Леоне, а скрыто – Кшиштоф Кесьлёвский.
Один из значительных фильмов короткометражного конкурса – «Бьющиеся сердца» французов Антуана Шоданя и Сильвена Верде – посвящен будням шахтеров из Углегорска Донецкой области. Авторы со вниманием и сочувствием показывают их тяжелейший труд, а на первый план выводят Славу, для которого единственной отдушиной является любовь к девушке, живущей в Ялте. Картина снималась пять лет до начала войны на юго-востоке Украины и, по словам Шоданя, сейчас оказывается своего рода документом уже не существующей жизни.
Действие единственного украинского фильма в международном короткометражном конкурсе «Мина» (реж. Вовка Соловей) также происходит в Донбассе, откуда пытается убежать молодой художник Гена, причем главной причиной побега становится даже не война, а менталитет земляков, которые не могут определиться со своими взглядами и идентичностью. Нет ничего удивительного в том, что нынешняя «Молодость» политизирована, перед каждым фестивальным сеансом демонстрировались видеоролики с участием известных кинематографистов, требующих освобождения режиссера Олега Сенцова из колонии в России. Правда, в современном украинском кино образ войны возникает не так уж часто.
Главной темой национального конкурса, по точному замечанию украинской кинокритики, стал «кризис маскулинности» и кризис отношений между людьми вообще. Лучшим жюри посчитало фильм «Поодаль» Катерины Горностай, выпускницы Школы М. Разбежкиной и М. Угарова (заметим на полях, что больше половины авторов украинских фильмов – женщины). Это несколько претенциозный, но безусловно запоминающийся, снятый одним планом диалог в постели между молодыми супругами, чувства которых угасли. В целом национальный конкурс производит позитивное впечатление: достаточно назвать отмеченные жюри фильмы «Виолончель» Олеси Моргунец-Исаенко и «Мужскую работу» Марины Степанской, «Сына» Филиппа Сотниченко… А факт, что туда было подано почти 100 заявок, говорит о том, что в ближайшее время можно рассчитывать на подъем украинского кинематографа. Получая на открытии «Молодости» приз за вклад в киноискусство, Кира Муратова заметила, что режиссер должен снимать, только если не может не снимать. В фильмах молодых украинских режиссеров присутствует это ощущение.
Денис Вирен специально для kinopressa.ru