22 марта 2019 г. состоится долгожданная премьера нового фильма Педро Альмодовара “Боль и слава” (“Dolor y gloria”).
На днях вышел первый официальный трейлер фильма. Комментарий к нему подтверждает давно ходившие слухи о том, что исполнитель главной роли Антонио Бандерас является по сути альтер-эго Педро Альмодовара. Бандерас играет признанного кинорежиссера Сальвадора Майо, который на закате жизни вспоминает свое детство, первую любовь и ранние годы творчества. В период производства фильма вся информация о нем хранилась в строгом секрете. В связи с появляющимися в прессе отдельными комментариями Педро Альмодовар решил сам рассказать о своем новом произведении.
Мы делимся отрывками из его публикации.
“Фильм “Боль и слава”, – рассказывает режиссер – стал третьей частью трилогии о свободном творчестве, завершение которой задержалось на тридцать два года.” По словам Альмодовара “речь идет о трилогии, включающей фильмы “Закон желания” и “Дурное воспитание”.
“Фундаментальной идеей этих историй являются желание и киновымысел. Во всех трех фильмах герои – режиссеры кино. Но повествовательная форма каждой из них, то, как именно вымысел смешивается с реальностью, иная. Вымысел и жизнь – разные стороны одной медали, а жизнь всегда включает боль и желание.”
Не желая раскрывать детали фильма, режиссер отметил, что пока может “говорить лишь об исключительной игре актеров и о том, что процесс съемок был идиллическим. С первого дня, с первой читки сценария, с первой репетиции фильму “Боль и слава” благоволила удача. Съемка по своей природе это – фабрика конфликтов. В этот раз такого не было. Фильм повествует, помимо прочего, о двух историях любви, оставивших глубокий след в жизни главного героя Сальвадора Майо (Антонио Бандерас). Две истории любви отмеченные временем, случаем и вымыслом.
Одна из них, озаглавленная “Пристрастие”, уходит корнями в театральное прошлое главного героя, и воспоминание об этом вызывает боль. Альберто Креспо (Асьер Эчеандиа), актер, знававший лучшие времена, произносит монолог (“Пристрастие”). Автор монолога рассказывает о том, как его очаровало кино, когда экраны еще были большими белоснежными полотнами на открытом воздухе; он говорит о любви, которую в момент, когда она была еще живой, словно ампутировали. Трио актеров, образовавших этот круг, великолепно. Третий в нем – Леонардо Сбаралья. Он играет любовника, вернувшегося после тридцатилетнего отсутствия. Оба актера – Асьер и Лео – стали для меня великими открытиями.”
Интересно, как Альмодовар прокомментиро-вал игру Бандераса. “Что касается Антонио Бандераса, – отмечает режиссер, – то я думаю, что со времен “Свяжи меня!” это его лучшая работа в кино. Пусть никто не поймет меня превратно, но фильм “Боль и слава” стал возрождением Антонио. Все мы, наблюдав-шие за его игрой на съемочной площадке изо дня в день, были потрясены. С моей помощью он достиг диапазона игры, противоположного тому, что характеризует его последние значительные работы. Очень глубоко и тонко, используя разнообразнейшую палитру лаконичных жестов, он создал сложный и рискованный персонаж.”
Альмодовар, как никто понимающий женщин и посвятивший им большую часть своих фильмов, в “Боли и славе” рассказывает о мужчинах. “Как как и обе предшествующие картины трилогии, это фильм о мужчинах. Я хочу сказать, что его главные герои – мужчины, надежно опирающиеся на второстепенные женские персонажи: мать (Пенелопа Крус и Хульета Серрано), верная помощница (Нора Навас, классическая блондинка), актриса (Сесилия Рот) и деревенская блаженная (Суси Санчес). Вернуться к работе с уже знакомыми актрисами для меня было праздником, работать впервые с Норой Навас – приятным сюрпризом. У меня было огромное желание вновь работать с Хульетой Серрано. Точность её игры и в этот раз впечатлила меня так же, как и в каждом из фильмов, что мы снимали в 80-х.
Пенелопа Крус опять играет мать, но в этот раз её героиня отличается от тех, что она играла у меня раньше. Несмотря на то, что мать из “Боли славы” напоминает героиню “Возвращения” – например, прической – в том же стиле легкой растрепанности divento matta – однако, здесь ее образ лишен всякого гламура. Она плохо причесана, еще хуже одета и, поскольку её персонаж относится к эпохе начала 60-х, с неизбежностью напрашивается сравнение ее с Софи Лорен, матерью матерей. Но в “Боли и славе” Пенелопа совсем другая, её героиня – это мать послевоенного времени, которая, как и большинство женщин того поколения, должна была тяжело бороться за то, чтобы вытащить свою семью наверх. В ней есть некая горечь смирения, нечто, похожее на униженность, – все это Пенелопа сумела сыграть тонко и без манерности.
Мне знаком этот тип женщин, я был сформирован ими. И хотя мы и лишили её всякого гламура, красота Пенелопы проявляется здесь с еще большей силой. Особую благодарность я хочу выразить Раулю Аревало, сыгравшего мужа Пенелопы.”
В исследованиях, посвященных творчеству режиссера существуют термины “чика Альмодовар” и “чико Альмодовар” – актриса или актер, снимающиеся у него из фильма в фильм (как Пенелопа Крус и Антонио Бандерас), или открытые им для большого кино. Новые “чико Альмодовар” появились и в “Боли и славе”: “Удача сопутствовала мне и с двумя актерами-дебютантами, сыгравшими героев, чья важность в истории раскрывается к финалу. Я имею ввиду мальчика Асьера Флорес, сыгравшего Сальвадора-ребенка, и молодого актера Сесаря Висенте. Оба они – настоящие открытия, и оба впервые работали перед камерой. Открыть рождение двух актеров и быть первым тому свидетелем – это один из подарков профессии кинорежиссера.”
На днях состоялась частная премьера “Боли и славы”, на которой присутствовали актеры-исполнители во главе с режиссером. На фото, опубликованном пресс-секретарем Альмодовара в твиттере, Хульета Серрано, Сузи Санчес, Пенелопа Крус и Нора Навас вместе с Альмодоваром впервые смотрят фильм на большом экране.
А первые отзывы оставят поклонников творчества испанского режиссера в состоянии нетерпеливого ожидания:
“Потрясена и тронута талантом и смелостью.”
“Этот фильм действительно составляет трилогию вместе с “Законом желания” и “Дурным воспитанием”; Бандерас, как альтер-эго Альмодовара великолепен.”
“То, что делает Альмодовар в “Боли и славе” доступно очень немногим. Этот фильм – не просто очень личное произведение, в котором он демонстрирует свои воспоминания, наваждения и призраки. В нем – трепет и риск.”