Андрей Плахов. Освобожденные девушки Востока

На экраны вышел “Мустанг” — феминистский турецкий фильм, снятый в копродукции с Францией и выдвинутый ею на “Оскар”. Сам этот факт многое говорит о современной политической и культурной ситуации, считает АНДРЕЙ ПЛАХОВ.

«Мустанг» вдохновлен 15-летней давности фильмом Софии Копполы “Девственницы-самоубийцы”. Это тоже дебют женщины-режиссера (ее зовут Дениз Гамзе Эргювен), это тоже история пяти девочек-сестер, которых запирают в домашней тюрьме, здесь тоже есть мотив самоубийства. Остальные сравнения могут работать только по контрасту. У Копполы девочки-тинейджеры были жертвами декадентской культуры потребления, рекламной и гламурной индустрии. У Эргювен главный враг девушек — патриархальный, по существу деревенский уклад, в рамках которого женщина рассматривается исключительно как жена, хозяйка, хранительница семейного очага, не имеющая права на собственные желания. “Мустанг” столь же нежен, деликатен и женственен, как “Девственницы-самоубийцы”, но при этом он дышит не усталостью и тяжкими комплексами, а молодой энергией, неудержимой жаждой свободы.

После уроков в преддверии летних каникул девушки бросаются в воду прямо в школьной форме и предаются невинной оргии купания вместе с мальчишками-одногодками — с этого начинается фильм. Слухи о непозволительном поведении сестер распространяются по округе; воспитывает их многоопытная бабушка, но ее не хватает, и на подмогу приходит суровый дядя девушек-сирот. Постепенно дом переоборудуют в образцовую крепость с зарешеченными окнами и тюремным режимом. Однако победить дух вольнодумства оказывается непросто. По-разному складываются судьбы пяти героинь, над каждой из которых висит дамоклов меч замужества без любви, но каждая, даже покорившись обстоятельствам, находит способ выразить свой протест. Одна, чью девственность не смогли засвидетельствовать в первую брачную ночь, заявляет врачу, что “спала со всем миром”. Другая признается, что давно занимается сексом с любимым парнем, но только “сзади”, так что в медицинском смысле все еще девственна. Дойдет дело и до более радикальных форм бунта — тюремщикам мало не покажется.

Не переходя в область гротеска или карикатуры, фильм язвительно высмеивает лицемерие, лежащее в основе уклада, в котором доминируют не столько даже мусульманские догмы, сколько южный и восточный мужской шовинизм. Все прекрасно знают, что это лишь внешняя ритуальная оболочка, что умные женщины ухитряются и фактически управлять своими мужьями, и наставлять им рога. Дело, однако, в том, что героини “Мустанга” воплощают новую фазу этого процесса: они не хотят притворяться и обманывать, их цель — полное освобождение от канонов и традиций. Их ориентир — Европа и европейские ценности, а на родине единственный город, влекущий их свободными нравами,— это Стамбул, от которого их отделяет тысяча километров. Именно туда рвется душа самой маленькой сестры Лале, которая оказывается и рассказчицей этой истории, и ее главной героиней, и альтер эго режиссера (ее превосходно играет 13-летняя дебютантка Гюнеш Шенсой).

В фильме отыграны еще два важных для восточных феминисток мотива. Это футбол и право женщин посещать футбольные матчи. Об этом в свое время рассказал опальный иранский режиссер Джафар Панахи в фильме “Офсайд”, и вот опять женские страсти закипают вокруг футбола. Это также владение навыком вождения автомобиля: для маленькой Лале оно не только повышает ее статус до уровня мужского, но и открывает путь к бегству из патриархальной тюрьмы.

Остается ответить на вопрос: как получилось, что Франция выдвинула на “Оскар” картину, в которой французское участие сводится к финансированию и техническому содействию, правда сценарий режиссеру помогала писать француженка Алис Винокур из семьи дипломатов, выросшая в Турции. А ведь последний Каннский фестиваль был насыщен статусными, политически важными французскими фильмами, один из которых — “Дипан” Жака Одьяра — получил главную награду. Дело, похоже, в том, что во Франции, стране старой и усталой культуры, подходят к “Оскару” сугубо прагматически — выдвигают ту работу, которая реально имеет шансы на успех. “Мустанг” — именно такой фильм: сегодня Турция и феминизм звучат убойным сочетанием, и даже молодость героинь относится к грехам, которые способны простить великовозрастные голливудские академики.

Источник.
About admin