Николай Сокиркин. «Клиника счастья» – провокация, которая не удалась

Сериал «Клиника счастья» – провокация, которая не удалась

Мир кино настолько устал от изобилия всего в 20 столетии, что наибольшим провокационным клише становится секс. Правда, сексом как таковым никого не удивить. Оргии, однополая любовь, свингеры, БДСМ, – все это могло выглядеть шокирующим в 70-е, но не сегодня.

Тем не менее, темы секса на второй план не уходят, тем более, что вся наша жизнь с ним связана, как и многие наши проблемы. Только вот как этот секс преподнести?

Для этого нужна клиника? Видимо, «Клиника счастья».

Еще до выхода сериала его создатели обещали настоящую провокацию. Но мы уже имеем «Психа», «Чик», «Happy End», так что, будем откровенны, сериал «Клиника счастья» провокацией не стал.

Сам по себе он не плох. Да и вообще, пора уже отбросить клише, что в современной Росси нет хорошего кино. В начале нулевых его не было, но к 20-м появилось в изобилии, это общемировая тенденция.

Сериалы выглядят честнее и разнообразнее большого кино. Не всегда, но очень часто.

Клиника со счастливыми врачами

По сюжету, главная героиня – Алена, которую играет Дарья Мороз, возглавляет клинику, занимающуюся решением репродуктивных и сексуальных проблем в семьях. Алена – яркая, пышущая здоровьем и счастьем женщина. Еще бы, у нее все прекрасно. В свои пятьдесят она стройна и активна, у нее любящие муж, сын, элитная клиника. Ее уважают и приглашают на передачи.

Она – само воплощение счастья. Даже проезжая по улицам, она видит только радость.

Но Алена не просто жизнерадостный зомби, она специалист, умеющий решать проблемы своих пациентов. Пациенты, как правило, обеспеченные, чьи проблемы крутятся вокруг личной жизни.

Вокруг Алены первоклассные врачи, они специалисты своего дела, а Алена мечтает свое лечение сделать более доступным, чтобы к ним в клинику могли обращаться не только состоятельные люди.

А еще Алена – настоящий бизнесмен и настоящий глава семьи.

Вот на этом мы и остановимся.

Женщина, в которой мало женщины

 Если вы обратили внимание, то Дарья Мороз – актриса с некоторыми  маскулинными чертами во внешности. Это не ярко выражено, не нарочито, просто ее стиль и внешность соответствуют стереотипу настоящей холодной бизнес-леди. И роли ей достаются похожие.

Алена все держит под контролем, всем руководит как дома, так и на работе. Все это пышущее счастье наводит на мысль, что что-то должно произойти. Слишком много счастья и слишком все хорошо.

На праздновании своего дня рождения, Алена вдруг узнает, что ее сын подрался в школе – из-за того, что его шантажировал одноклассник, узнавший о его романе со школьной учительницей.

Дальше – случайно замеченная переписка мужа с другой женщиной, теневые финансовые дела управляющего, проблемы сына с полицией.

Алена вдруг осознает, что мир не строится только на счастье, и что она не может все держать под контролем.

Она долго скрывает, что знает правду, держит это в себе. В одночасье к ней приходит страх, который посещает многих женщин из числа ее пациенток.  У мужа другая женщина, вокруг проблемы, а ей уже 50.

Ситуация, привычная для многих, но не для нее. Алена теряется, возникает  стресс, она не знает, что делать. Помогает ей только характер.

 Русские сериалы как вечный психоанализ

Психология как наука пришла в наше отечество поздно, долгое время она была где-то на задворках нашей культуры. Было не принято признавать, что у тебя есть проблемы, тем более, проблемы сексуального характера. Они забивались глубоко, вынашивались в себе. Но и жизнь старшего поколения не способствовала, в силу своей сложности, адекватной саморефлексии.

Долгое время российское общество жило по принципу «не выноси ссор из дома». Когда сор все же оказался у всех на виду, среднестатистический россиянин начал заботиться о своих внутриличностных проблемах, и кино обратило на это внимание. Более того, сериалы стали для наших зрителей своего рода психоанализом и попыткой решить извечные русские вопросы.

В некоторых сериалах открыто высмеиваются лозунги об особом «русском пути» и «русской духовности» («Больше, чем люди»), в некоторых поднимаются типичные провинциальные проблемы, даже приземленные («Ольга», «Большая секунда»), некоторые становятся воплощением андеграунда и черного юмора («Бедные люди»), другие становятся настоящими психологическими триллерами («Спарта», «Псих», «Звоните Ди Каприо»).

Широта поднимаемых тем и их обыгрывание в современной российской киноиндустрии уже давно начали занимать завидное положение.

Сериал «Клиника счастья». Провокация, которая не удалась

Мир кино настолько устал от изобилия всего в 20 столетии, что наибольшим провокационным клише становится секс. Правда сексом, как таковым, никого не удивить. Оргии, однополая любовь, свингеры, БДСМ, – все это могло выглядеть шокирующим в 70-е.

Тем не менее, темы секса на второй план не уходят, тем более, что вся наша жизнь с ним связана, как и многие наши проблемы. Только вот как этот секс преподнести?

Для этого нужна клиника? Видимо, «Клиника счастья».

Еще до своего выхода, создатели сериала обещали настоящую провокацию. Хотя, мы уже имеем «Психа», «Чики», «Happy End», поэтому, будем откровенны, сериал «Клиника счастья» провокацией не стал.

Нет, сам по себе, сериал не плох. Да и вообще, пора уже отбросить все эти клише, в стиле, в современной России нет хорошего кино. В Современной России в начале нулевых не было нормального кино, но к 20-м оно появилось и его в изобилии. Правда основной фокус качества перекочевал в сериалы, впрочем, это общемировая тенденция.

Сериалы выглядят честнее и разнообразнее большого кино. Не всегда, но очень часто.

Клиника со счастливыми врачами

По сюжету, главная героиня – Алена, которую играет Дарья Мороз, возглавляет клинику, занимающуюся решением репродуктивных и сексуальных проблем в семьях. Алена – яркая, пышущая здоровьем и счастьем женщина. Еще бы, у нее все прекрасно. В свои пятьдесят, она стройна и активна, у нее любящие муж, сын, у нее элитная клиника. Ее уважают, ее приглашают на передачи.

Она – само воплощение счастья. Даже проезжая по улицам, она видит только радость.

Но Алена не просто жизнерадостный зомби, она специалист, которая умеет решать проблемы своих пациентов. Пациенты, как правило, обеспеченные, чьи проблемы крутятся вокруг личной жизни.

Вокруг Алены первоклассные врачи, они специалисты своего дела, а Алена мечтает свое лечение сделать более доступным, чтобы к ним в клинику могли обращаться не только обеспеченные люди.

А еще Алена – настоящий бизнесмен и настоящий глава семьи.

Вот на этом мы и остановимся.

Женщина, в которой мало женщины

Если вы обратили внимание, то Дарья Мороз – актриса, с некими мускулинными чертами во внешности. Это не ярко выражено, не нарочито, просто ее стиль и внешность выглядят как стереотип настоящей холодной бизнес-леди, даже андрогина. И роли ей достаются похожие.

Алена – главная героиня сериала все держит под контролем, всем руководит как дома, так и на работе. Весь это пышущий счастьем быт уже наводит на мысль, что что-то должно произойти. Слишком много счастья и слишком все хорошо.

На праздновании своего дня рождения, Алена вдруг узнает, что ее сын подрался в школе, как оказалось из-за того, что его шантажирует одноклассник, узнавший о романе сына Алены со школьной учительницей.

Случайно замеченная переписка мужа с другой женщиной, теневые финансовые дела управляющего, проблемы сына с полицией.

Алена вдруг осознает, что мир не строится только на счастье и, что она не может все держать под контролем.

Она долго скрывает, что знает правду, держит это в себе. В одночасье к ней приходит тот самый страх, что посещает многих женщин из числа ее пациенток.  У мужа другая, вокруг проблемы, а ей уже 50 лет.

Внезапно у Алены включается страх, который охватывает женщин в ее возрасте. Привычная для многих ситуация, для главной героини нечто чужеродное. Она теряется, у нее стресс, она не знает что делать. Помогает ей только ее характер.

Русские сериалы как вечный психоанализ

Психология как наука пришла в наше отечество поздно, долгое время она была где-то на задворках нашей культуры. Было не принято признавать, что у тебя есть проблемы, тем более, проблемы сексуального характера. Они забивались глубоко, вынашивались в себе. Но и жизнь более старшего поколения не способствовала, в силу своей сложности, адекватной саморефлексии.

Долгое время российское общество жило по принципу, все вынашивай в себе, «не выноси ссор из дома». Когда же все это «прорвало» среднестатистический россиянин начал заботится о своих внутриличностных проблемах. Не обошло это стороной и кино. Более того, сериалы стали для наших зрителей, своего рода психоанализом и попыткой решить извечные русские вопросы.

В некоторых сериалах открыто высмеиваются лозунги об особом «русском пути» и «русской духовности» («Больше, чем люди»), в некоторых поднимаются типичные провинциальные проблемы, даже приземленные проблемы («Ольга», «Большая секунда»), некоторые становятся воплощением андеграунда и черного юмора («Бедные люди»), другие становятся настоящим психологическим триллером («Спарта», «Псих», «Звоните Ди Каприо»).

Начиная от бомонда, заканчивая провинциализмом – обширность поднимаемых тем и их обыгрывание в современной российской киноиндустрии уже давно начали занимать завидное положение.

 Сапожник без сапог

В одночасье Алена становится героем этой поговорки. Она умеет делать счастливыми других, но сама теряет свое счастье. Кажется, что это какой-то кармический парадокс, словно по мере осчастливливания других главная героиня растрачивает ту самую «манну», которая делала счастливой ее.

И тут мы задаемся вопросом, а можно создать свое счастье, следуя инструкции, налаживая свой образ жизни, работая над собой? То есть, насколько ты будешь счастлив по-настоящему?

Если не будешь, то полное равнодушие к себе сделает ли тебя счастливым?

Но ведь тоже не так.

Постепенно сюжет раскрывает нам проблемы и других врачей. Более того, сериал высмеивает гламурную московскую тусовку. Правда выглядит это уже не так остро и свежо. Вариации «Духлесса» уже подвыдохлись, а гламурная эпоха нулевых прошла и уже успела переосмыслиться.

 Где же провокация?

Нельзя не согласиться, что «Клиника счастья» поднимает много острых и злободневных тем. При этом не только проблем российского бомонда, но и тех, что возникают независимо от уровня дохода. Но есть большая ложка дегтя. Высмеивание российского гламура уже не актуально. Российская киноиндустрия, рунет и российская литература успели проехаться по нему катком. Вначале это было забавно, кто-то даже мог и позлорадствовать, но сейчас это скучно. Скучно и очень далеко от обывателя.

Что хотели донести создатели «Клиники счастья» своей заявкой на провокацию? Что всем управляет секс? Что секс, деньги и наркотики – не залог счастья?

Если первое, то слишком банально. Если второе, то слишком менторски.

Возможно, провокация заключалась в высмеивании некоторых российских знаменитостей. Например, в персонаже латентного гомосексуалиста, всегда играющего откровенных бруталов, отчетливо просматривается Д. Козлов, как и в прочих героях видны российские знаменитости из мира кино. Но и в этом сериал не стал первопроходцем.

Обилие сцен секса, однополая любовь, финансовые махинации, травля через интернет и СМИ. Это вторично и для российского кино, и, тем более, для зарубежного, опередившего наше на десятки лет.

Не стала провокационной и тема, связанная с полицией, тем более, что для разбирающихся людей образ начальника отдела с пивом в руках на работе и вызванные для драки, ППСники выглядят надуманными.

Подобный сюжет был бы актуален в 90-е или в начале нулевых, но не сейчас. За подобное демонстративное (именно демонстративное) поведение начальника и отдела полиции, их бы давно уволили.

 Почему не открытие?

 «Чики» и «Псих» были большей провокацией и настоящим открытием. Особенно «Чики», так как после них зритель искренне задумался: неужели сейчас возможно столь откровенное кино о настоящей России, о контрасте между ее претензиями на роль империи, на высшую духовность, на «особый путь» и той реальностью, которую мы видим на экране.

«Клиника счастья», повторюсь, сериал качественный, и даже экзистенциальный, так как затрагивает тему одиночества, но в нем нет новых решений и нетривиальных подходов. Иногда даже кажется, что желание спровоцировать аудиторию привело к тому, что телесный низ оказался на первом плане, за которым едва проглядывает (хотя все же просматривается) верхний.