За детективной интригой легко упустить важный посыл, который английские сериалы адресуют миру
Кто на что, а я давно подсел на английские детективные сериалы. Именно английские. Не все, но лучшие. Именую их английскими, а не — как положено — британскими, поскольку детектив — фирменный английский жанр и действие чаще всего развивается именно в Англии.
Могу пересматривать даже те, что не раз видел — от «Пуаро» и «Марпл» с ее многочисленными лицами до «Убийств в Мидсомере», которые на отечественных каналах обычно именуются «Чисто английскими убийствами». Они стильные, они интересные. Они, конечно, чуточку смешные, ведь если верить им, то в Англии, особенно провинциальной, убивают столько и такими изощренными способами, что вообще не понятно, как англичане дожили до наших светлых дней.
Но это детали. За детективной интригой легко упустить важный посыл, который английские сериалы вольно или невольно адресуют миру. Посыл в том, что они растолковывают суть истинной демократии.
Демократия — это свобода выборов, скажете вы. Это свобода СМИ. Это право на индивидуальное высказывание, если оно не призывает к насилию. Это свобода митингов, шествий, демонстраций. Свобода совести.
Все так. Но мы-то ведаем, — и ходить для этого далеко не надо, — что на якобы свободных выборах запросто прокручивается карусель. Что почти все СМИ в стране могут контролировать олигархи, обслуживающие власть. Что участие в митингах и шествиях может оплачиваться. Что вопреки прописанной в Конституции свободе совести, то бишь праву исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой и открыто заявлять о своих воззрениях, способна возникнуть уголовная статья со сроками за оскорбление чувств верующих — атеистов при этом оскорбляй где и сколько душе угодно.
И при этом подавляющая часть граждан убеждена, что именно мы живем в самой что ни на есть свободной и демократической стране.
Так есть ли все-таки лакмусовая бумажка, этакая проверка на вшивость, позволяющая четко определить, какое у нас тысячелетие на дворе: демократическое или нет? Есть, есть, граждане: смотрите английские детективные сериалы. Лакмусовая бумажка — это соблюдается ли в стране буква закона. Демократия — власть закона. Разумеется, закона не на уровне Северной Кореи или «Исламского государства».
Абсолютно радикален, умен и замечателен в этом смысле сериал, о котором у нас мало кто знает: «Война Фойла». Его и заметить-то было трудно. Я смотрел его по какому-то из кабельных каналов не просто ночью, а ночью, когда у телевизора сидят только люди с нарушениями сна — по две серии примерно с 4-х до 7-ми утра. Это едва ли не самый совершенный сериал за всю историю английского ТВ. С 2002-го снято всего 28 серий. Потому что по дороговизне и плотности кадра это почти полновесное кино. Этот сериал даже хотели закрыть из-за его дороговизны — но воспротивились поклонники. В итоге в 2015-м появились еще три серии.
Наиболее интересны первые двадцать две. Потому что детектив Фойл, госслужащий, расследует в них преступления не когда-нибудь, а во время Второй мировой. В прифронтовой зоне у Ла-Манша, которую бомбят.
Вот тут-то самое любопытное. Детектив Фойл — суховатый, почти никогда не улыбающийся (при этом очень человечный) человек в возрасте под 60, на которого сваливаются бытовые и не только преступления в условиях войны и той зоны, где регулярно всплывают немецкие подлодки. Можно представить себе, как вел бы себя наш человек не только при Сталине и в условиях Великой Отечественной — как ведут себя следователи в условиях той войны, к которой сегодня имеем непосредственное отношение. Такой следователь бы не высовывался.
А Фойл — высовывается. Постоянно. Он то и дело сталкивается с государственными интересами.
То расследует смерть на заводе, где осуществляется оборонный заказ. А то и вовсе загадочную гибель человека, явно имевшего отношение к диверсионной группе британской разведки, которого намеревались заслать в Европу на территорию фашистов. На него постоянно давят. Его обвиняют. Прежде всего в том, что он не учитывает особые интересы страны в сложное военное время (у нас бы с кем так цацкались! Да подобного уже завтра бы не было! Его бы обвинили в национал-предательстве!)
То, что у нас именуется телефонным правом, против Фойла применяют изо дня в день. Но этот сухой неулыбчивый англичанин, сыгранный фантастическим, почти не известным у нас Майклом Китченом (я уже потом стал замечать его в других, в том числе больших картинах), четко убежден в одном: если будет нарушаться закон, если нарушения станут оправдываться сиюминутными интересами нации и государства, то вскоре не будет ни нации, ни государства. Закон – основа государственного суверенитета. Закон превыше всего — спецслужб, включая МИ-5 и МИ-6, и локальных выгод страны даже в условиях Второй мировой и потенциального вторжения армии Гитлера.
По словам Фойла, когда говорят «интересы государства», за этим обычно скрываются преступление и интересы, глупость, трусость, корысть и ошибки отдельных чиновников.
Детектив Барнеби в самом долгоиграющем английском детективном сериале «Убийства в Мидсомере» тоже — уже в наши годы — сталкивается с британскими спецслужбами и тоже ради закона посылает их на фиг. «Нельзя иметь государство в государстве, — говорит он о британских службистах. — Они как стервятники: никогда не уходят на пенсию!» На него тоже давит начальство во имя интересов родины, но он тоже соблюдает букву закона. Районный детектив спокойно роется в делах британского ГБ — как другой районный детектив Фойл рылся в его заграничных операциях во время войны. Это, для справки, серия «Мидсомера» Secrets and Spies.
Еще: в английских сериалах преступниками не часто, но иногда оказываются представители церкви. У нас подобное возможно? Никогда! Учитывая спайку церкви и власти, а также то, что наши кинематографисты во главе с Никитой Михалковым фактически выпороли себя как унтер-офицерская вдова, самолично согласившись на что-то подобное жуткому американскому кодексу Хейса. В соответствии с которым представители церкви должны выглядеть очень-очень милыми. Насколько они милые в английских сериалах — см., хотя бы «Немезиду» 2007 года из серии «Мисс Марпл Агаты Кристи», где главный злодей — монахиня, да еще склонная к нетрадиционной любви, но при этом строящая из себя религиозную ханжу.
Теперь вспомним об убийстве Немцова.
Есть у нас в Следственном комитете отчаянно безумные Фойл и Барнеби, которые смогут противостоять телефонному праву, интересам спецслужб и партии войны даже в условиях военного времени и государственной необходимости?
Нет? Значит, и убийство Немцова никогда не будет раскрыто, а демократия никогда не станет истинной демократией. Урок английских детективных сериалов.