Ольга Галицкая. Отечественное кино: что происходит?

ХХIV фестиваль в Выборге подвел итоги

Эксклюзивная традиция кинофестиваля «Окно в Европу» – открытое заседание жюри. На нем, за несколько часов до торжественной церемонии вручения призов, проходящей в старинном Выборгском замке, собираются все участники и журналисты.

Хитом стало растащенное на цитаты прошлогоднее феерическое выступление Светланы Проскуриной, возглавлявшей тогда судейскую коллегию: она разнесла в пух и прах всю конкурсную программу.

И в этом году девиз фестиваля «Прогноз на завтра» выглядит неутешительным диагнозом состояния дел в отечественном кинематографе.

Кинорежиссер Сергей Урсуляк, нынешний Председатель жюри, пошутил, что не готов высказывать в лицо участникам игрового конкурса все, что о них думают он и его коллеги – это травмоопасно: конкурсанты молодые, здоровые, веселые, вдруг неадекватно среагируют на резкую критику.

«Можно позавидовать членам анимационного и неигрового жюри, которым мучительно не хватало призов. Нам призов хватало и даже хотелось бы их сократить, – печально подвел итог увиденному Сергей Урсуляк. – Была прекрасная мысль – поскольку в одном из фильмов по телевизору показывали фрагмент из «Берегись автомобиля», нам очень захотелось дать приз за операторское мастерство Анатолию Мукасею, снимавшему эту классическую уже картину, но такое решение было бы слишком радикальным».

Лучшей анимацией стали элегическое размышление о чувствах «До любви» Игоря Ковалева, получившее Гран-при, и остроумная зарисовка «Питон и сторож» Антона Дьякова – спецприз «за комическое в безысходном».

В неигрового кино Гран-при завоевал мэтр документалистики Евгений Голынкин с фильмом «Сердце». 40 лет спустя». Молодые, очень одаренные режиссеры Евгений Ховаев, Алина Рудницкая, Екатерина Стыценко, получили почетные дипломы за фильмы «Конкурс», «Катастрофа», «В круге четвертом».

Павел Руминов, участник основного конкурса «Окна в Европу», признался, что уже лет десять, благодаря медитации, не «обламывался ни на одном фильме». Членам жюри, не настолько психологически подготовленным к восприятию нового российского кино, в отличие от бодрого Руминова, пришлось очень нелегко, но свой выбор они сделали, и выглядит он достойно.

ЛУЧШИЕ

«Его дочь» – игровой дебют Татьяны Эверстовой из Якутии получил от жюри аж две награды – не только Гран-при, но и спецприз «за чистоту и глубину авторского высказывания». Удачный дебют Татьяны Эверстовой удостоен также Диплома Гильдии киноведов и кинокритиков.

Якутский кинематограф подтвердил свою репутацию самостоятельного, самобытного и стремительно развивающегося явления.

Татьяна сделала свое кино по мотивам собственного детства и в память о рано ушедшем отце. «Его дочь» – скромная, очень нежная, полная ностальгии, трогательных деталей, тонких ощущений, точная по интонации и эмоциям картина безмятежных детских лет, первых столкновений с трагизмом жизни, первых серьезных переживаний. Это как раз и есть тот самый фильм, где в эпизоде фоном шел нетленный шедевр Эльдара Рязанова.

Спецприз жюри за лучшую операторскую работу достался Федору Стручеву за «Дизлайк» Павла Руминова. Неугомонный режиссер, недавно показавший на ММКФ эротическую «Машину любви» с собой в главной роли, мастеровито сочинил истекающий кровью слэшер о попавших в западню видеоблогерах. Этот жестокий жанр, по признанию режиссера, его большая любовь с самого раннего детства, а снимал он его, думая о своем кумире – американском режиссере Брайане де Пальма. Фелор Стручев умело сделал яркую «голливудскую» картинку, которую наверняка оценят любители экстрима в кино.

600 копий «Дизлайка» выпустит в прокат компания «ХХ век Фокс».

Специальный приз жюри достался дебютантам Дмитрию Суворову и Василию Ровенскому за отвязный трэш «Суперплохие».

Обязательных актерских номинаций в регламенте «Окна в Европу» нет, но не заметить и не оценить оригинальную роль блистательной Юлии Ауг в фильме «Прикосновение ветра» было бы невозможно – она отмечена Дипломом жюри.

Режиссерский дебют Ольги Веремеевой в тандеме с опытным режиссером-документалистом Еленой Демидовой позволил Юлии Ауг виртуозно и бесшовно соединить ткани игрового и документального кино.

В «Прикосновении ветра» она не только исполнительница роли, но и сама выступает как персонаж. Ее героиня Юля, актриса из Москвы, переживает кризис середины жизни, чувствуя утрату смысла и цели, но одновременно в фильме присутствует сама Юлия Ауг, размышляющая о своей роли во время путешествия не только в далекую экзотическую Бурятию, но и в свой внутренний мир.

Продюсерская версия фильма, отмеченная в Выборге еще и призом имени Саввы Кулиша «за творческий поиск», приглашена в конкурс дебютов международного кинофестиваля в Монреале.

Режиссеры Ольга Веремеева и Елена Демидова смонтируют свой авторский вариант, где документальность будет преобладать. В нем подробнее будет показано долгое странствие из Москвы в Улан-Удэ, затем к берегам Байкала и дальше в баргузинский дацан. Предполагается, что новый вариант «Прикосновения ветра» увидят в конце года зрители Артдокфеста.

В конкурсе «Копродукция. Окно в мир» среди игровых картин преобладали гротескные и нелепые представления продюсеров о том, как привлечь зрителей (вроде российско-финского трэша «Сувениры из Москвы»), что наградить решили не самую лучшую по режиссуре, но крайне интересную и неожиданную по материалу документальную картину «Рудольф Нуреев. Остров его мечты» Евгении Тирдатовой.

Автору повезло найти уникальные кадры частной жизни великого танцовщика, сбежавшего в 23-летнем возрасте из СССР и ставшего легендой мирового балета. Оказывается, Рудольф Нуреев, живший в столице Франции, страстно хотел приобрести остров в Турции, эта страна была его большой привязанностью, туда он приезжал при малейшей возможности в течение своих последних восьми лет, там он мечтал встретить старость, но не успел – ранняя смерть не позволила осуществиться его мечтам.

О гении танца вспоминают его итальянские и турецкие друзья, мы видим Нуреева на сцене и вне ее. В приватных съемках он обнажается как душевно, так и физически – в фильме есть даже сцена морского купания голышом в дружеской компании. Ничуть не шокирующая и не скандальная, просто очень естественная. Главный мотив «Острова мечты» – большая печаль об уникально одаренном человеке, чья жизнь закончилась слишком рано.

ВСЯ НАША НАДЕЖДА

Конкурсантам, среди которых были в основном дебютанты, конечно, страшно повезло, что настоящие мастера кинематографа оказались в отдельной резервации, которые так и называлась – «Мастера».

Премьерная «Тень» Дмитрия Светозарова была бы отличным мастер-классом для начинающих и самоуверенных, конкурентная борьба получилась бы захватывающей. Заодно поучились бы как надо строить сюжет, видеть кадр, работать с актерами, не забывать о сверхзадаче.

Фильм о внезапной страсти разочарованного в жизни богатого бизнесмена (Михаил Пореченков) к давно ушедшей актрисе немого кино (Варвара Щербакова) и его попытках найти ее двойника в современной действительности с помощью своего приятеля, режиссера-неудачника (Юрий Стоянов) замечательно снят по отличному сценарию Аркадия Красильщикова. К сожалению, те пятнадцать лет, что прекрасный сценарий отвергался продюсерами, не могли не сказаться: приметы времени и сама его атмосфера сильно изменились, фильм профессионально хорош, но необратимо далек от сегодняшнего дня.

Сенсацией основного конкурса могла бы стать «Вся наша надежда» Карена Геворкяна. Однако, режиссер был приглашен на фестиваль Председателем жюри конкурса неигрового кино, а его новый фильм попал в новую программу «Мастера». Это, безусловно, почетно и приятно, но присутствие в главном конкурсе поменяло бы все аценты.

«Вся наша надежда» Карена Геворкяна, где основные роли сыграли (и сделали это очень талантливо) самые настоящие шахтеры, оказалась тем самым фильмом, которого нам всем остро не хватает – честного, социально-острого, умного и бескомпромиссного. Увы, мало что объясняющее название, безликая аннотация и отсутствие хоть какой-то внятной информации о фильме, не позволили собрать полный зал, но те зрители, что пришли на премьеру, оценили его очень высоко.

Это единственный случай, когда в финале звучали не просто аплодисменты, зал скандировал стоя десять минут, пока съемочная группа не вышла из кинотеатра.

«Вся наша надежда» получила главную награду Гильдии киноведов и кинокритиков «Слон».

Карену Геворкяну, которого прославил его давний фильм «Пегий пес, бегущий краем моря», сегодня 75, но этих лет не видно в худощавом, стремительном и деятельном человеке. Хочется надеяться, что «Вся наша надежда» появится в прокате, а сам мастер продолжит начатую тему – задуманы еще два актуальных фильма и они обязательно должны появиться на свет. Таких режиссеров у нас очень мало.

ДЕНЬ ДО

Если основной конкурс во многом оставлял ощущения полного распада и краха отечественного кино, то внеконкурсный киноальмах «День до», показанный на закрытии, почти прогнал уныние.

Четыре новеллы о том, как провели герои фильма последний день, оставшийся до конца света, , вселили надежду, что сегодняшний российский кинематограф все-таки умеет иногда быть живым, чувственным и остроумным

Вообще-то продюсер Александр Цекало тему конца света предложил двенадцати режиссерам. Предполагалось, что каждый снимет свою отдельную 26-минутную новеллу, а весь сериал целиком покажет Первый канал. Но в последний момент, буквально в день подписания соглашения, с проекта соскочил чего-то испугавшийся инвестор: сериал не состоялся. Цекало не сдался и сделал фильм из четырех историй, которые сняли Александр Карпиловский, Владимир Котт, Александр Котт и Борис Хлебников.

«Наследие человечества» – заключительная история, снятая Хлебниковым, самая ударная и гомерически смешная. Сценарий написал Петр Тодоровский, внук Петра Ефимовича.

До конца света один день. Популярный композитор, сочинитель шлягеров для шоубизнеса с трудом прорывается в осажденное здание Минкульта, чтобы заставить министра (Сергей Маковецкий) включить в специальную капсулу для запуска избранных шедевров в открытый космос свой хит “Пруд детства моего”. Попсовую шнягу, “прилипчивую, как голубиный помёт” – по словам одного из чиновников министерства (Геннадий Смирнов). Должно же что-то остаться в вечности из великого культурного наследия, куда хочет втереться ушлый изготовитель попсы, пусть даже Земля и все живущее накроется медным тазом. Что происходит дальше, рассказывать нет смысла, надо видеть. Зал угорал от смеха. Прокатное удостоверение «День до» уже получил, компания Парадиз ближе к зиме выпустит его в прокат.

КИНО – ДЕТЯМ

Выборгский фестиваль уникален тем, что старается охватить все возрастные группы зрителей. «Окно в Европу» давно уже приучило жителей Выборга покупать билеты в кино на неведомые им фестивальные фильмы. Смотреть все новое, не пугаться и не избегать непонятного и спорного.

Подборка фильмов для детей, конечно, бесплатная, но зал на этой программе только со временем стал заполняться все активнее. Детское кино у нас еще реже, чем взрослое, получается удачным.

В этом году детям повезло – программа и в целом почти не разочаровала, а два фильма получились превосходными, очень качественно сделанными и по-настоящему увлекательными.

Немалая заслуга в этом принадлежит художникам-патриархам. Галина Деева, работавшая с Александрой Стреляной, делала костюмы для многих знаменитых картин Ленфильма, например, для «Короля Лира» Григория Козинцева.

Борис Петрушанский, художник-постановщик «Клада» Иры Волковой прославился совместным творчеством с Георгием Товстоноговым, Александром Белинским, Славой Полуниным. Именно он придумал облик всеми любимого Асисяя из полунинских миниатюр.

На премьере сказки Александры Стреляной «Самый рыжий лис» маленькие зрители сидели не шелохнувшись и смотрели на экран буквально открыв рот и во все глаза. Удивительные костюмы, волшебные звери, понятный детям занимательный сюжет – все, что привычно видеть в американском семейном кино, оказалось, наконец-то, не подражательским, а своим и это большая удача. Нашелся бы теперь прокатчик для этого редкого, штучного, рукотворного произведения

«Клад» молодого режиссера Иры Волковой сделан по всем законам приключенческого жанра для детей: в нем есть поиски таинственных сокровищ, отважные друзья, опасный злодей, ученый ворон, умный пес и праздничный цирковой шатер, вокруг которого все и происходит. И очень хорошие работающие на совесть, артисты кино и цирка: Наталья Коляканова, Евгений Стычкин, Ольга Сутулова, Артем Жимо. Органичные дети в главных ролях – Ефросинья Кушнир и Роман Щедрин.

Снимали кино в Выборге, который любят все кинематографисты. Чудесный красавец-город, где, как ни больно, наяву с каждым годом все больше разрушаются роскошные старинные здания, и никому до этого нет дела, на экране предстает полным волшебного сияния, красоты и доброты.

В начале осени «Клад» примет участие в международном фестивале детского кино в немецком г.Шлингель. В ноябре компания Люксор обещает выпустить его в прокат.

СКАЗКИ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ

Если детям сказочный мир необходим и счастье, когда режиссерам и художникам удается его создать, то желание накормить сказками взрослых чаще всего выходит боком.

Неудачей обернулась дебютная «Птица» Ксении Баскаковой, на которую возлагалось много надежд. Сценарий о рокере по прозвищу Птица (Иван Охлобыстин), сумевшем выбраться из жизненного тупика после случайного знакомство с одаренной девочкой-подростком, написала талантливая Ярослава Пулинович, известный автор современной драмы. Студия Ленфильм сценарий приобрела и на этом общение с автором прекратила. Потому что авторский сценарий на студии решили полностью переписать. Перевести, так сказать, из негатива в позитив. У Пулинович герои знакомятся в обшарпанной и нищей городской больнице, быт у них неприглядный, характеры трудные – все, как в реальной жизни.

«Но нам же нужна сказка!» – объяснил на пресс-конференции в Выборге продюсер. – «Захотелось показать другой Петербург, украсить его, сделать праздничным, радостным, как яркая открытка».

В итоге – фальшь на экране и скучающие лица зрителей в зале.

«Хит» дебютантки Маргариты Михайловой о двух провинциалках, мечтающих об успехе в столице, история более удавшаяся, за ней явно стоят личные переживания, собственные мысли и настроения, в нем нет намеренной лакировки действительности. И все же, этот совсем свежий фильм уже выглядит неким инфантильным ретро.

Как говорит Юлия Ауг, сыгравшая в «Хите» старшую подругу юной героини: «Тех молодых ребят – раскованных, ищущих, свободных, которые показаны в фильме, уже нет. И такой женщины, какую я играю, мечтающую только о том, чтобы вскочить в последний вагон, устроить личную жизнь, уже нет. Фильм снимался два года назад. Сейчас это не тема для разговора».

Действительно: реальность стала иной, кино от нее в основной своей массе сильно отстает, а если и отражает что-то похожее на правду, то сильно уменьшенную – как в крошечном зеркальце дальнего вида.

Что происходит сейчас, и что ждет впереди, увидеть трудно.