«Призрак» Александра Войтинского с Федором Бондарчуком и Семеном Трескуновым в главных ролях – хорошо придуманное и хорошо разыгранное кино, от которого могут получить удовольствие и стар, и млад. Двух сплетенных сюжетов, «взрослого» и «детского», приправленных юмором и развернутых на широком пространстве экрана при помощи компьютерной анимации, должно хватить для непризрачной прибыли, без которой отечественный кинематограф никогда не повзрослеет.
Накануне важного тендера авиаконструктор Юрий Гордеев, женатый и бездетный мужчина цветущего возраста, вдребезги пьяным садится за руль, вдребезги разбивается и обнаруживает, что стал призраком, которого не видит и не слышит никто, кроме семиклассника Вани – и, естественно, зрителей, которым в противном случае было бы не чего показывать. Как ни удивительно, но после «Московских сумерек» Алены Званцовой это второй российский фильм, главным героем которого является привидение. Материалистическое воспитание кинематографистов одной девятой части света дает о себе знать до сих пор – в других странах, как западных, так и восточных, потусторонних сущностей как минимум на два порядка больше, а «фильмы о привиднениях» образуют почтенное направление массового кино. Но огромная их часть – хорроры, «мирных» картин довольно мало, причем некоторые из них до последнего момента разыгрывают доверчивых зрителей, не догадывающихся о том, что с героями что-то не так – например, «Шестое чувство» М. Найта Шьямалана и «Другие» Алехандро Аменабара.
В «Призраке», как и в «Московских сумерках», авторы публику не пугают и не морочат. Призраки подаются как естественная часть жизни (в «Сумерках» они даже образуют нечто вроде субкультуры), существующая параллельно с материальной или пересекающаяся с ней. Если этот жанр продолжит развиваться, как развивается, например, «вампирское кино», то неизбежно появится и «призракология», в которой иерархия, обычаи и особенности духов сведутся в паранаучную систему, но пока говорить об этом рано.
Будучи пионерами призрачного космоса, создатели фильма начинают интригу с того, что их герои оказываются исключением из общего порядка вещей: призрак почему-то может вступить в контакт только с мальчиком, хотя волею авторов мог бы оказаться его законным или не очень законным отцом. Однако сценаристы не воспользовались ни тем, ни другим сюжетным ходом. Первым, вероятно, потому, что не хотели увеличивать возраст допустимой аудитории с 6+ до 18+ придумыванием внебрачного приплода, а вторым, предоставлявшим неплохие возможности для мелодраматических поворотов – из-за того, что он упрощал взаимодействие между главными действующими лицами и переводил задуманную комедию на другие жанровые рельсы.
В соответствии с народным поверьем, призраку остается девять дней до окончательного ухода в иной мир, и за это время он намеревается – что весьма похвально – завершить главное дело своей земной жизни – обеспечить запуск в производство созданного им суперсовременного самолета. Для этого требуется разрушить козни соперника (в его образе весьма органично смотрится Игорь Угольников), а для действий в материальном мире необходим материальный помощник. Старый Гамлет, помнится, использовал с этой целью молодого Гамлета, дав ему наказ отмстить за подлое свое убийство, или, говоря другими словами, заказал сыну коварного братца и самоустранился из дела. Но наш герой по очевидным причинам не может оставить подростка без опеки и вынужден сопровождать его до победного конца. Это естественным образом влечет за собой множество комичных ситуаций, связанных с тем, что у мальчика имеется опекунша в виде «еврейской» мамы (ее точно играет Ксения Лаврова-Глинка) и нажитый под ее управлением комплекс неполноценности, усугубленный заиканием и теловычитанием вместо телосложения. Преодоление этого комплекса, испытываемого перед одноклассниками и одноклассницами, и превращение мальчика если не в мужа, то в мужчину, осуществляется с помощью жовиального эрзац-папы, который обучает Ивана не только летному, но и «женскому» делу – попросту читает ему курс юного туриста, то есть ходока. Харизматичный, но не забронзовевший от успехов Федор Бондарчук тут в самый раз, однако жаль, что уже нельзя посмотреть, как справился бы с этой ролью другой мачо нашего кино – Владимир Машков.
Кстати, профессия героя – испытатель и авиаконструктор – выбрана не случайно. Конечно, можно было бы сделать его и программистом, запускающим новую поисковую систему, однако в этом случае фильм, добавив себе условного правдоподобия и обойдясь в меньшую сумму, лишился бы постановочного размаха, необходимого большому экрану. Но продюсеры, не согласившись с принципом «лучше меньше, да лучше» вложили ощутимую долю бюджета в компьютерные эффекты – и, судя по реакции журналистской фокус-группы, собранной на пресс-показ, не должны проиграть в массовом прокате.